программа кружка Шахматы

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаканская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО протокол
№ 1 от 30.08.2023 г.
Руководитель ШМО
_______/_____________/

УТВЕРЖДЕНО
директор
МОУ Батаканская СОШ
__________/О.Ю.Коренева
«30» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст детей: 12 -17 лет
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель:
Верхотуров Дмитрий Иванович,
педагог дополнительного
образования

с. Батакан. 2023г.
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка………………………………………………….
Цель и задачи программы………………………………………………
Содержание программы ………………………………………………..
Тематическое планирование………………………………………...….
Планируемые результаты …………………………………………...….
Календарный учебный график………………………………………….
Условия реализации:
Методические…………………………………………………………….
Оборудование……….……………………………………………………
8. Формы аттестации …..…………………………………………………..
9. Список литературы……………………………………………………...
10. Приложения……………………………………………………………...
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

3
4
6
9
11
11
13
14
14
15
16

2

1.Пояснительная записка.
«Шахматы – это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд».
В.В.Путин
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному
предназначению – учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по
времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе
авторской программы Карасёвой В.Ж.
Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных
требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий
социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же
творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание,
психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что
даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые
соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при
помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется
на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом
“ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает
эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий
осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью
учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в
более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы
благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а
так же настойчивости в достижении цели.
Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы,
которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной
деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и
в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.
Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 12-17 лет.
Общее количество часов 34, в неделю 1 час. Набор детей проводится до 1 сентября в группу.
Группа формируются по возрастному принципу численностью до 10 человек. По данной
программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей
из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной
группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.

3

2.Цели и задачи
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами
содействие развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, подготовка
спортсменов.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения
решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
- развивать самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- развивать познавательный интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности;
-формирование потребности самопознания, саморазвития.
Воспитательные:
- формирование общественно активной личности;
- культуры общения и поведения в социуме;
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться
цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие;
-навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана на два года обучения, состоящего из двух этапов.

4

3.Содержание учебного материала.
Раздел1. Основные принадлежности и правила игры в шахматы.
Тема №1.1: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение (2 ч.)
Основные вопросы: Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение.
Понятие о горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с шахматными фигурами и их
функциями в игре. Расстановка шахматных фигур.
Практическая работа: Дидактические игры.
Будут знать: Название шахматных фигур, их расстановку и ходы,
Будут уметь: Делать ходы шахматными фигурами.
Тема №1.2: О ходах фигур и о поле под ударом. (2ч.)
Основные вопросы: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Практическая работа: Решение шахматных задач.
Будут знать: «Стоимость» каждой фигуры. Последовательность включения в игру
шахматных фигур.
Будут уметь: Осуществлять взятие шахматных фигур противника.
Тема №1.3: О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат». (2ч.)
Основные вопросы: Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
Практическая работа: Решение шахматных задач.
Будут знать: об угрозах шаха, мата, пата.
Будут уметь: осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них.
Тема №1.4: Шахматная партия. Рокировка. (4ч.)
Основные вопросы: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие
представления о том, как начинать шахматную партию.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Порядок длинной и короткой рокировки.
Будут уметь: Делать рокировку.
Раздел 2. Техники матования короля
Тема №2.5: Матование одинокого короля (2ч.).
Основные вопросы: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король
и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: ставить мат тяжёлыми фигурами.
Тема №2.6: Мат без жертвы материала (2ч.).
Основные вопросы: Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле
и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Практическая работа: Дидактические игры. Игровая практика.
Будут уметь: Ставить мат без жертвы материала.
Тема №2.7: Шахматная комбинация (2ч.).
Основные вопросы: Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
5

прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,
уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный
шах, патовые комбинации и др.).
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Дидактические игры.
Будут знать: Типы шахматных комбинаций.
Будут уметь: Ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций.
Раздел 3. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций.
Тема №3.8: Основы дебюта (4ч).
Основные вопросы: Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра
против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур.
Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Принципы игры в дебюте. Схемы простейших шахматных комбинаций.
Будут уметь: Ставить мат в два, три хода.
Тема №3.9: Основы миттельшпиля (4ч.)
Основные вопросы: Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода
и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения,
отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения
пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации
для достижения ничьей.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Рекомендации игры в миттельшпиле.
Будут уметь: Выполнять комбинации на достижение численного перевеса.
Тема №3.10: Основы эндшпиля (4ч.).
Основные вопросы: Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи
(простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья
против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые
случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование
слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против
короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие
рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Основы эндшпиля.
Будут уметь: Ставить мат легкими фигурами.
Раздел 4. Второй уровень мастерства.
Тактика. Нападение
Тема №4.11: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
6

Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение,
вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Тактику простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием.
Будут уметь: Осуществлять комбинационные нападения на фигуры противника.
Тема №4.12: Устранение защищающего удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы:
«Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара»,
«связывание фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Устранять защищающие удары противника.
Тема №4.13: Нападение одной фигурой на несколько фигур (2ч.)
Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять вилки ферзём, слоном, конём.
Тема №4.14: Сквозное нападение на фигуры (2ч.)
Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах,
сквозное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о сквозных воздействиях и нападениях.
Будут уметь: Осуществлять сквозное нападение.
Тема №4.15: Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур
защищающейся стороны – двойное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять двойное нападение.
Тема №4.16: Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько
фигур (2ч.)
Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как
несколько приёмов нападения.
Раздел 5. Защита
Тема №5.17: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая
защита, защита развязыванием.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о защите фигуры, созданием удара.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур созданием удара.
Тема №5.18: Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру (2ч.).
Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара:
«уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход
фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур избавлением от нападающего удара.
7

Тема №5.19: Защита от нападения на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом,
связыванием, прикрытием, созданием шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять защиту от нападения на несколько фигур.
Раздел 6. Создание угрозы мата
Тема №620: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, одна из которых
ферзь (2ч.)
Основные вопросы: Ферзь и ладья, ферзь и конь, ферзь и слон, ферзь и пешка,
ферзь и король, ферзь и ферзь.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами, одна из которых ферзь.
Тема №6.21: Создание угрозы мата в один ход двумя фигурами, среди которых нет
ферзя (2ч.)
Основные вопросы: Ладья и ладья, ладья и слон, ладья и конь, слон и слон, конь и
слон, конь и конь.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата двумя фигурами без ферзя.
Тема №6.22: Противодействие угрозы мата в один ход (2ч.).
Основные вопросы: Решение практических задач на противодействие.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять противодействие угрозе мата в один ход.
Раздел 7. Эндшпиль
Тема №7.23: Мат одинокому королю ладьёй и королём (2ч.)
Основные вопросы: Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием
шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о ближайшей оппозиции.
Будут уметь: Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём.
Тема №7.24: Правило квадрата (2ч.)
Основные вопросы: Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный
прорыв.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о проходной пешке и пешечном прорыве.
Будут уметь: Оценивать является ли пешка проходной, осуществлять пешечный прорыв.
Тема №7.25: Противодействие сторон при соотношении король и пешка против
короля (2ч.).
Основные вопросы: Практические занятия по оценке шансов и продвижению
пешки к цели.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять противодействие продвижению пешки противника или
продвигать собственную.
8

Раздел 8. Дебют
тема №8.26: О преждевременных ходах ферзём(2ч.)
Основные вопросы: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о гамбите и контргамбите.
Будут уметь: Осуществлять некоторые виды гамбитов.
Тема №8.27: О препятствии фигуре своими же фигурами (2ч.)
Основные вопросы: Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская
партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Дебюты отдельных видов партий.
Будут уметь: играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту.
Тема №8.28: О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля
(2ч.).
Основные вопросы: Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская
партия, защита Алёхина.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика. Шахматный
турнир.
Будут знать: о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля.
Будут уметь: Играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию.
4.Тематическое планирование план.
N п/п

Содержание программы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
деятельности

1

Основные принадлежности и правила игры в
шахматы.
1 год обучения

1.1

Шахматная доска;
Шахматные фигуры;
Начальное положение;

2

1

1

Опрос

1.2

О ходах фигур и о поле под ударом

2

1

1

Анализ
деятельности

1.3

О цели игры в шахматы и о ситуации «шах»,
«мат», «пат»

2

1

1

Анализ
деятельности

1.4

Шахматная партия;
Рокировка

4

1

3

Сеанс
одновременной игры

2

Техники матования короля

2.5

Матование одинокого короля

2

1

1

Анализ
деятельности

2.6

Мат без жертвы материала

2

1

1

Анализ
9

деятельности
2.7

Шахматная комбинация

2

1

1

Конкурс

3

Простейшие схемы достижения матовых
ситуаций.

3.8

Основы дебюта

4

2

2

Анализ
деятельности

3.9

Основы миттельшпиля

4

1

3

Анализ
деятельности

3.10

Основы эндшпиля

4

1

3

Блицтурнир

Второй уровень мастерства.
Тактика. Нападение

4
4.11

Создание удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ
деятельности

4.12

Устранение защищающего удара, направленного
на фигуру

2

1

1

Анализ
деятельности

4.13

Нападение одной фигурой на несколько фигур
2 год обучения

2

1

1

Анализ
деятельности

4.14

Сквозное нападение на фигуры

2

1

1

Анализ
деятельности

4.15

Сочетание простого и вскрытого нападений на
несколько фигур

4

1

3

Анализ
деятельности

4.16

Сочетание приёмов, на которых основано
нападение на несколько фигур

2

1

1

Конкурс

5

Защита

5.17

Создание удара, направленного на фигуру

2

1

1

Анализ
деятельности

5.18

Избавление от нападающего удара, направленного 2
на фигуру

1

1

Анализ
деятельности

5.19

Защита от нападения на несколько фигур

4

1

3

Конкурс

6

Создание угрозы мата

6.20

Создание угрозы мата в один ход:
двумя фигурами, одна из которых ферзь

2

1

1

Анализ
деятельности

6.21

Создание угрозы мата двумя фигурами, среди
которых нет ферзя

2

1

1

Анализ
деятельности

6.22

Противодействие угрозы мата в один ход

2

1

1

Конкурс
10

7

Эндшпиль

7.23

Мат одинокому королю ладьёй и королём

2

1

1

Анализ
деятельности

7.24

Правило квадрата

2

1

1

Анализ
деятельности

7.25

Противодействие сторон при соотношении король 2
и пешка против короля

1

1

Конкурс

8

Дебют

8.26

О преждевременных ходах ферзём

2

1

1

Анализ
деятельности

8.27

О препятствии фигуре своими же фигурами

2

1

1

Анализ
деятельности

8.28

О вертикали и диагонали, по которым
осуществляется атака на короля

2

1

1

Анализ
деятельности

Итого

68

29

39

5.Планируемые результаты.
По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся
Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
Будут уметь:
- играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях различных уровней;
- достойно вести себя в случае проигрыша.
Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является:
Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к
решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание
гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и
тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно
считать варианты.
6.Календарный учебный график.
Дата начала занятий – 1 сентября, с 1-30 августа запись детей в кружок. Учебных
недель 36, включая школьные каникулы. Проведение турниров в мае месяце.
№
п/
п

Месяц

Число

1

сентябр
ь

2

Время
Форм Количес
проведен
а
тво
ия
занят
часов
занятия
ия
15:00
очная
1

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Шахматная
доска;
Шахматные
фигуры;
Начальное

школа

- Опрос

11

2

Сентяб
рь

9

15:00

очная

1

3

Сентяб
рь

16,23

15:00

очная

2

4

Сентяб
рь

30

15:00

очная

1

5

Октябр
ь

7,14

15:00

очная

2

6

Октябр
ь

21,28

15:00

очная

2

7

ноябрь

4,11

15:00

очная

2

8

ноябрь

18,25

15:00

очная

2

9

Декабр
ь

9,16

15:00

очная

2

Декабр
23,30
ь
11 Январь, 13,20,27
феврал
,3
ь
12 феврал 10,17,24
ь ,март
3

15:00

очная

2

15:00

очная

4

15:00

очная

Март, 10,17,24
Апрель
7
Апрель 14,21

15:00

15

Апрель
,Май

16

Май

14

школа

- Опрос

школа

- Анализ
деятельнос
ти
- Анализ
деятельнос
ти
- Анализ
деятельнос
ти

школа
школа

школа

Шахматная
партия;
Рокировка
Матование
одинокого
короля
Мат без
жертвы
материала
Шахматная
комбинация
Основы
дебюта

школа

4

Основы
миттельшпиля

школа

очная

4

школа

15:00

очная

2

28,5

15:00

очная

2

12,19

15:00

очная

2

Основы
эндшпиля
Создание
удара,
направленного
на фигуру
Устранение
защищающего
удара,
направленного
на фигуру
Нападение

10

13

положение;
Шахматная
доска;
Шахматные
фигуры;
Начальное
положение;
О ходах фигур
и о поле под
ударом
О ходах фигур
и о поле под
ударом
О цели игры в
шахматы и о
ситуации
«шах», «мат»,
«пат»
Шахматная
партия;
Рокировка

школа
школа
школа
школа

- Сеанс
одновреме
н-ной
игры
- Анализ
деятельнос
ти
- Анализ
деятельнос
ти
-конкурс
- Анализ
деятельнос
ти
- Анализ
деятельнос
ти
Турнир

школа

- Анализ
деятельнос
ти

школа

- Анализ
деятельнос
ти

школа

- Анализ
12

одной
фигурой на
несколько
фигур

деятельнос
ти

7.Методические условия реализации программы.
Формы проведения занятий. Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия
разделены на две части:
- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим
приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и
избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные
знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем
образом:
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- шахматные дидактические игрушки;
- участие в турнирах и соревнованиях.
Педагогические технологии:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
- личностно ориентированные технологии обучения;
- технологии развивающего обучения;
- игровые технологии;
- здоровье сберегающие технологии обучения.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
Словесный– беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной
доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блиц – турниры, решение комбинаций и шахматных задач,
тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
Объяснительно-иллюстративные – учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных
турнирах, соревнованиях.
Исследовательский –
овладение
учащимися
методами
научного
познания,
самостоятельной творческой работы это – самостоятельный анализ шахматных партий
гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов
решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности
обучаемых:
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения
шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
13

Условия реализации программы.
Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и
стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной
литературы и наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет, электронная
доска.
Кадровое обеспечение: учитель математики Верхотуров Дмитрий Иванович, прошел
курсы повышения квалификации ГУ ДПО «Институт развития образования
Забайкальского Края», по дополнительной профессиональной программе: «Обучение
педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу «Шахматы
в школе»».
Формы отслеживания и предъявления результатов: сертификаты участия, грамоты и
дипломы победителей турниров различных уровней. Оценочные материалы: таблицы
рейтинга игроков.
Методические материалы: демонстрационные доски, карточки с проблемными
задачами, подборки ситуативных задач в электронном виде.
8.Формы аттестации.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в
объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний,
беседы с родителями. Диагностика роста компетентности обучающегося производится в
начале, середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по
прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется
способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе
использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков,
социализации в общественной жизни.
В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения программы в
форме:
- сеанс одновременной игры.
- турнир.
- блиц-турнир.
- Конкурс.
Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика

Содержание

период

Способ

Первичная

Степень интересов и уровень
подготовленности детей к занятиям
Степень развития познавательных,
интеллектуальных, творческих
способностей ребенка
Степень развития знаний и умений в
результате освоения программы

сентябрь

Наблюдение

декабрь

внутригрупповые
соревнования
шахматный
турнир

Промежуточная
Итоговая

май

14

9.Список информационных ресурсов:
-Для педагогов;
1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.

Нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N196 «Об утверждении Порядка
организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Приказ Минпросвешения России от 09.11.2018 № 196, "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам"
Приказ Минспорта России от 15.11.2018 №939 «Об утверждении федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям
реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014
№41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского
края № 247, от 21.02.2020г. «Об утверждении Положения о проведении
независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»

Основная литература:
1.Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10.
8. Калиниченко Н. «Практикум по шахматной тактике», Питер, 2014.
9. Пожарский В. «Шахматный учебник», Москва, «Феникс»,2014.
10. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», Москва, «Фкникс», 2014.
Дополнительная литература:
1. И.Г. Сухин «Шахматы в школе»; С.Б. Губницкий «Полный курс шахмат»;
2. Б.С. Гершунский «Шахматы в школе» «Педагогика» 1991г.
3. А.Гипслис «Избранные партии»,
4. Э Гуффельд «Искусство староиндийской защиты».
5. В.В. Князева «Азбука шахматиста» Ташкент 1991г.
6. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
7. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
8. Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
9. В. Пожарский «Шахматный учебник» изд. «Феникс»2001г.
10. Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт,
2011. – 95с.
Б) Для детей и родителей:
1. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.
2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.;
Бондаревский И.
«Комбинации в миттельшпиле». – М.: ФиС, 1965; Авербах Ю. «Что нужно знать об
эндшпиле».— М.: ФиС, 1979; Суэтин И. «Как играть дебют».— М.: ФиС, 1981.
Интернет ресурсы:
1.

www.za –paptoi.ru, festival.1september.ru, mamapapa –avh.ru.
10.Приложения

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».