Программа кружка Практическая биология

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаканская средняя общеобразовательная школа
Центр естественно-научного профиля «Точка роста»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от
30.08.2023 г.
Руководитель ШМО
_______/_____________/

УТВЕРЖДЕНО
директор
МОУ Батаканская СОШ
__________/О.Ю.Коренева
«30» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Практическая биология»
Направленность программы – естественнонаучная
Возраст обучающихся: от 11 лет до 13 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.
ФИО, должность разработчика программы: учитель биологии Данилова
Ирина Николаевна
ФИО, должность педагога, реализующего программу: учитель биологии
Данилова Ирина Николаевна

с. Батакан.
2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии
«Практическая биология» предназначена для организации дополнительного
образования обучающихся 5-8 классов МОУ Батаканская СОШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N196 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании),
(воспитатель, учитель)»
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка.
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует
раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является
овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно –
исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология»
направлена на формирование у учащихся 5-8 классов интереса к изучению
биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на
практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадах.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-9 классах закладываются
основы многих практических умений школьников, которыми они будут
пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках
«Биологии» в 5-8 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность
будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся с помощью оборудования Releon Lite.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал
включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской
деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
-формирование системы научных знаний о системе живой природы и
начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях;
-приобретение опыта использования методов биологической науки для
проведения несложных биологических экспериментов;
-развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
-формирование
основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание
на следующие аспекты:
-использование личностно-ориентированных технологий (технология
развития критического мышления, технология проблемного обучения,
технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
-организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или
групповые) проекты по выбранной теме.
Направленность программы – естественнонаучная
Возраст обучающихся: от 11 лет до 13 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 34 часа. 1 час в неделю.
Требования к уровню реализации программы:
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке
информации, составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования,
давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы,
отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой
природы;
-Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Название раздела
Введение
Лаборатория Левенгука
Практическая биология
Итого
№

1

Количество
часов
1
5
29
35

Календарно-тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Общее
Используемое
количество оборудование
часов
Вводный инструктаж по ТБ при
1

проведении
лабораторных работ.
Лаборатория Левенгука
2
Приборы для
научных
исследований,
лабораторное оборудование
3
Знакомство с устройством
микроскопа.
4,5 Техника биологического рисунка и
приготовление микропрепаратов
6
«Приготовление препарата клеток
сочной чешуи луковицы лука»
Практическая биология
7
Строение
растительной
и
животной клетки
8
«Особенности
развития
растений»

5
1

1
2
1
29
1
1

Фенологические
наблюдения
«Осень в жизни растений»
Редкие растения Забайкальского
края. Сбор гербария.
Презентация работ
«Зависимость транспирации и
температуры от площади
поверхности листьев»

1

13

«Испарение воды листьями до и
после полива».

1

14

Значение кутикулы и пробки в
защите растений от испарения

1

9
10
11
12

Микроскоп

1
1
1

Предметные
стекла,
покровные
стекла,
ноутбук,
микроскоп,
камера,
препарат
спорангий папоротника,
препарат
поперечный
срез листа папоротника,
препарат
заросток
папоротника
Растения, классификатор
растений
Компьютер
с
программным
обеспечением Датчики
температуры
и
влажности
Комнатное
растение: монстера или
пеларгонии
компьютер с
программным
обеспечением,
измерительный
Интерфейс, датчик
температуры, датчик
влажности.
Два свежих яблока и два
клубня картофеля, весы,

нож, полиэтиленовые
пищевые пакеты, датчик
относительной
влажности воздуха

15

Исследование окружающей
среды
№1, 2. Измерение относительной
влажности воздуха

1

16

«Измерение влажности и
температуры в разных зонах
класса»

1

17

№3.Измерение уровня
освещенности в различных зонах
№4.Измерение температуры
атмосферного воздуха
№5.Измерение температуры
остывающей воды

1

18
19

20

21
22
23
24

Загрязнение окружающей среды
№6 Анализ почвы.

№ 7.Анализ загрязненности проб
почвы
№ 8. Анализ загрязненности проб
снега
№ 9.Анализ рН воды открытых
водоёмов
№ 10.Анализ рН проб снега,
взятых на территории селитебной

1
1

1

1
1
1
1

Цифровая лаборатория
Releon с датчиками
относительной
влажности и датчиком
температуры.
Компьютер
с
программным
обеспечением;
Датчики температуры;
Датчики влажности.
Датчик освещенности
Releon
Датчик температуры
Releon
Цифровая лаборатория
Releon
с
датчиками
температуры.
Ёмкость
для воды, мензурка,
теплая вода.
Цифровая лаборатория
Releon с датчиками рН,
датчиком температуры и
датчиком
влажности
почвы.
Штатив
лабораторный с муфтой
и кольцом, воронка,
фильтровальная бумага,
пробирка,
стеклянная
палочка, 2 химических
стакана на 100-150 мл.
Цифровая лаборатория
Rе1еon
Цифровая лаборатория
Rе1еon
Цифровая лаборатория
Rе1еon
Цифровая лаборатория
Rе1еon

25

26

27
28

29
30

31

32

33
34

35

зоны
№ 11. Определение общей
жесткости воды
Исследование состояния
рабочего пространства
№ 12.Освещенность помещений и
его влияние на физическое
здоровье людей.
№ 13.Исследование естественной
освещенности помещения класса.
«Изучение кислотно-щелочного
баланса пищевых продуктов
Определение рН средств личной
гигиены
№ 14.Определение рН средств
личной гигиены
№ 15.Определение рН средств
личной гигиены разной
концентрации в растворах
№ 16.Сравнение рН смесей
веществ.
Формы и методы организации
исследовательской деятельности
Источники получения
информации. Особенности чтения
научно-популярной и
методической литературы
Оформление исследовательских
работ
Отбор и размещение рисунков,
фотографий. Научный язык и
стиль. Сокращения, обозначения.
Объемы исследовательской
работы. Эстетичное оформление.
Выводы. Оформление
«Заключения».
Итоговое занятие.

1

Цифровая лаборатория
Rе1еon

1

Цифровая
Rе1еon

лаборатория

1

Цифровая
Rе1еon
Цифровая
Rе1еon

лаборатория

1

1
1

лаборатория

Цифровая лаборатория
Rе1еon с датчиком рН
Цифровая лаборатория
Rе1еon с датчиком рН

1

Цифровая лаборатория
Rе1еon с датчиком рН

1

Интернет-ресурсы

1
1

Интернет-ресурсы.

1

Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении
лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для
научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и

правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по
правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических
объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая биология ( 29 часов)
Фенологические наблюдения. Редкие и исчезающие растения края.
Проведение исследование с использование цифрового оборудования для
проведения биологического практикума, в том числе c использованием
микроскопов. В комплекте цифровых лабораторий содержатся мультидатчики и
монодатчики.
Методическое обеспечение программы
Практические работы проводятся в группах, в связи с количеством
оборудования; Цифровая лаборатория Releon с датчиками будет использоваться
при проведении практических, измерительных работ.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы с
использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты,
наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская
деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с
презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах
исследовательских работ, олимпиадах и пр.
-Кабинет «Точка роста» биология
-Комплект оборудования «Releon Lite» Биология-2 шт.
-Ноутбук-3 шт.
-Проектор
Список информационных ресурсов:
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Releon Lite»
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
1.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в
компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп.
— М.: Просвещение, 1991.
3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение,
1986.

Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm -биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные
ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для
учащихся.
4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея
МГУ.
5. https://rl.ru/downloads/manuals/ReleonLite-manual.pdf - руководство по
использованию оборудования Релеон
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение
природы России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».