Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждение Батаканская средняя общеобразовательная школа Центр естественно-научного профиля «Точка роста» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель ШМО _______/_____________/ УТВЕРЖДЕНО директор МОУ Батаканская СОШ __________/О.Ю.Коренева «30» августа 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Кружка «Практическая биология» Направленность программы – естественнонаучная Возраст обучающихся: от 11 лет до 13 лет. Срок реализации программы: 1 год, 34 часа. ФИО, должность разработчика программы: учитель биологии Данилова Ирина Николаевна ФИО, должность педагога, реализующего программу: учитель биологии Данилова Ирина Николаевна с. Батакан. 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по биологии «Практическая биология» предназначена для организации дополнительного образования обучающихся 5-8 классов МОУ Батаканская СОШ. Реализация программы обеспечивается нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель)» 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.) 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5-8 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадах. На дополнительных занятиях по биологии в 5-9 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-8 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся с помощью оборудования Releon Lite. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Цель и задачи программы Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. Задачи: -формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; -приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов; -развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; -формирование основ экологической грамотности. При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты: -использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов); -организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме. Направленность программы – естественнонаучная Возраст обучающихся: от 11 лет до 13 лет. Срок реализации программы: 1 год, 34 часа. 1 час в неделю. Требования к уровню реализации программы: -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Ожидаемые результаты Личностные результаты: -знания основных принципов и правил отношения к живой природе; -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; -Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); -эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: -знание основных правил поведения в природе; -анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: -знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. 4. В эстетической сфере: -овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Название раздела Введение Лаборатория Левенгука Практическая биология Итого № 1 Количество часов 1 5 29 35 Календарно-тематическое планирование. Наименование разделов и тем Общее Используемое количество оборудование часов Вводный инструктаж по ТБ при 1 проведении лабораторных работ. Лаборатория Левенгука 2 Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование 3 Знакомство с устройством микроскопа. 4,5 Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов 6 «Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука» Практическая биология 7 Строение растительной и животной клетки 8 «Особенности развития растений» 5 1 1 2 1 29 1 1 Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» Редкие растения Забайкальского края. Сбор гербария. Презентация работ «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев» 1 13 «Испарение воды листьями до и после полива». 1 14 Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения 1 9 10 11 12 Микроскоп 1 1 1 Предметные стекла, покровные стекла, ноутбук, микроскоп, камера, препарат спорангий папоротника, препарат поперечный срез листа папоротника, препарат заросток папоротника Растения, классификатор растений Компьютер с программным обеспечением Датчики температуры и влажности Комнатное растение: монстера или пеларгонии компьютер с программным обеспечением, измерительный Интерфейс, датчик температуры, датчик влажности. Два свежих яблока и два клубня картофеля, весы, нож, полиэтиленовые пищевые пакеты, датчик относительной влажности воздуха 15 Исследование окружающей среды №1, 2. Измерение относительной влажности воздуха 1 16 «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса» 1 17 №3.Измерение уровня освещенности в различных зонах №4.Измерение температуры атмосферного воздуха №5.Измерение температуры остывающей воды 1 18 19 20 21 22 23 24 Загрязнение окружающей среды №6 Анализ почвы. № 7.Анализ загрязненности проб почвы № 8. Анализ загрязненности проб снега № 9.Анализ рН воды открытых водоёмов № 10.Анализ рН проб снега, взятых на территории селитебной 1 1 1 1 1 1 1 Цифровая лаборатория Releon с датчиками относительной влажности и датчиком температуры. Компьютер с программным обеспечением; Датчики температуры; Датчики влажности. Датчик освещенности Releon Датчик температуры Releon Цифровая лаборатория Releon с датчиками температуры. Ёмкость для воды, мензурка, теплая вода. Цифровая лаборатория Releon с датчиками рН, датчиком температуры и датчиком влажности почвы. Штатив лабораторный с муфтой и кольцом, воронка, фильтровальная бумага, пробирка, стеклянная палочка, 2 химических стакана на 100-150 мл. Цифровая лаборатория Rе1еon Цифровая лаборатория Rе1еon Цифровая лаборатория Rе1еon Цифровая лаборатория Rе1еon 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 зоны № 11. Определение общей жесткости воды Исследование состояния рабочего пространства № 12.Освещенность помещений и его влияние на физическое здоровье людей. № 13.Исследование естественной освещенности помещения класса. «Изучение кислотно-щелочного баланса пищевых продуктов Определение рН средств личной гигиены № 14.Определение рН средств личной гигиены № 15.Определение рН средств личной гигиены разной концентрации в растворах № 16.Сравнение рН смесей веществ. Формы и методы организации исследовательской деятельности Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы Оформление исследовательских работ Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объемы исследовательской работы. Эстетичное оформление. Выводы. Оформление «Заключения». Итоговое занятие. 1 Цифровая лаборатория Rе1еon 1 Цифровая Rе1еon лаборатория 1 Цифровая Rе1еon Цифровая Rе1еon лаборатория 1 1 1 лаборатория Цифровая лаборатория Rе1еon с датчиком рН Цифровая лаборатория Rе1еon с датчиком рН 1 Цифровая лаборатория Rе1еon с датчиком рН 1 Интернет-ресурсы 1 1 Интернет-ресурсы. 1 Содержание программы Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно-исследовательская деятельность: Мини исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). Раздел 2. Практическая биология ( 29 часов) Фенологические наблюдения. Редкие и исчезающие растения края. Проведение исследование с использование цифрового оборудования для проведения биологического практикума, в том числе c использованием микроскопов. В комплекте цифровых лабораторий содержатся мультидатчики и монодатчики. Методическое обеспечение программы Практические работы проводятся в группах, в связи с количеством оборудования; Цифровая лаборатория Releon с датчиками будет использоваться при проведении практических, измерительных работ. Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и пр. -Кабинет «Точка роста» биология -Комплект оборудования «Releon Lite» Биология-2 шт. -Ноутбук-3 шт. -Проектор Список информационных ресурсов: Техническое оснащение (оборудование): 1. Микроскопы; 2. Цифровая лаборатория «Releon Lite» 3. Оборудование для опытов и экспериментов. Литература для учителя 1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996. 2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. 3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. Интернет-ресурсы 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm -биологическое разнообразие России. 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). 3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся. 4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ. 5. https://rl.ru/downloads/manuals/ReleonLite-manual.pdf - руководство по использованию оборудования Релеон 6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.