Программа кружка Фантазеры

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Батаканская
средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании методического
(педагогического) совета
от 30.08.2023г.
Протокол №_1_

Утверждаю: Директор МОУ
Батаканская СОШ
______________О.Ю.Коренева
от 30.08.2023г.
Приказ №

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Фантазеры»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Е.В.Шалимова, учитель
начальных классов.

с. Батакан,
2023г.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.

Пояснительная записка………………………………………………….

3-6

2.
3.
4.
5.

Учебно-тематическое планирование…………………...………………
Содержание программы ………………………………………………..
Методическое обеспечение…………………………………………….
Список литературы……………………………………………………...

6-7
7-8
8-9
10

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазёры» по конструированию
и моделированию разработана для детей младшего школьного возраста (7-10 лет),
является нормативным документом.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены
важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего
школьника.
Для
полноценного
развития
ребенка
необходима
интеграция
интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе
обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить
такую интеграцию. Конструирование, это обязательный компонент образовательной
программы, способствующий развитию исследовательской и творческой активности
детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через
совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести
интересно и с пользой время.
Кроме того, конструирование как вид детского творчества способствует активному
формированию технического мышления, благодаря которому ребенок познает основы
графической грамоты. Спустя время он уже способен выстраивать свои собственные
схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его
пространственного, математического мышления.
Новизна программы заключается в технической направленности обучения, которое
базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию
информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.
Направленность программы – художественно-техническая.
Основной идеей создания программы дополнительного образования «Фантазёры»,
послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и
образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были
понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель программы кружка «Фантазеры»:
- обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности
учащихся;
- создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного
творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная пластика,
макраме, вязание, вышивание, бумагопластика, работа с бисером и соломкой);
- интеллектуальное и эстетическое развитие школьников и повышение эффективности
их обучения;
- содействие жизненному самоопределению учащихся;
- формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами
и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить учащихся в системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе отечественной, формировать потребность в
высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшее обогащение;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные
3

способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения,
интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способность развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию,
наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Уровень усвоения программы: общекультурный.
Педагогическая целесообразность программы в том, что отношение к окружающей
действительности формируется в совместной деятельности педагога и обучающихся.
Важно создать условия для накопления ребёнком практического опыта, развития навыков
ручного труда, умения слаженно работать в коллективе детей и взрослых.
Отличительная особенность программы в том, что обучающиеся развивают
творческие навыки сразу в нескольких направлениях работы, что позволяет удерживать
интерес и устойчивое внимание детей к работе объединения.
Контингент обучающихся: зачисляются дети с 7до 10 лет без конкурса и по желанию
родителей (законных представителей).
Предельное количество обучающихся в группе составляет 20 человек
Образовательный комплекс: программа реализуется в рамках деятельности МОУ
Батаканская СОШ.
Режим занятий:
По учебному плану ОООД на курс «Фантазеры» выделено 1 час в неделю,
продолжительность учебного года 34 недели, итого 33 часа.
Прогнозируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
 интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности,
как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
 выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
4

 допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 владеть монологической и диалогической формой речи;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы.
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат
возможность:
 развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
 использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
 познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
 совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
 достичь оптимального для каждого уровня развития;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
 Проведение выставок работ учащихся в школе.
 Участие в окружных, муниципальных конкурсах, выставках детского прикладного
и технического творчества.
 Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах,
выставках детского прикладного и технического творчества.
5

В результате обучения в кружке воспитанники
должны знать:
 виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий;
 народные художественные промыслы России и родного края;
 названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
 название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
 правила организации рабочего места;
 правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
должны уметь:
 правильно организовывать свое рабочее место;
 пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике;
 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
 выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и
навыки, полученные на занятиях;
 сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь, проявлять
самостоятельность.
2. Учебно-тематическое планирование
№

1
2

3

4
5
6

7

8
9
10

Количество Теоретические Практические
часов
Раздел 1. Работа с бисером.
Вводное занятие. Техника безопасности
1
1
при работе с инструментами
Работа с бисером. Изготовление
5
1
4
сувениров «Бабочка», «Цветы»
Раздел 2. Папье-маше
Изготовление посуды из папье-маше.
4
2
2
Чайный сервиз
Раздел 3. Работа с бросовым материалом
Работа с бросовым материалом. Роспись
4
1
3
бутылок
Работа с бросовым материалом.
3
1
2
Картина из бумаги
Работа с бросовым материалом. Картина
4
1
3
из крашеных опилок.
Раздел 4. Изделия из муки и соли
Изделия из муки и соли. Композиция
4
1
3
«Домик в деревне»
Раздел 5. Вышитые изделия
Кукла-берегиня
4
2
2
Игрушки из перчаток и носочков
3
1
2
Итоговый урок. Выставка
1
1
Итого за год
33
11
22

6

3. Содержание программы.
Раздел 1. Работа с бисером.
1.Вводное занятие. Давайте познакомимся!
Введение в образовательную программу. Краткие сведения из истории возникновения
бисера. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Техника безопасности.
Изготовление сувениров «Бабочка», «Цветы».
Рассматривание образцов и схем различных бабочек, цветов. Выполнение крыльев в
различной технике. Выполнение туловища параллельным низанием. Выбор ярких и
теплых тонов. Выполнение изделия по схеме.
Раздел 2. Папье-маше.
1. Вводное занятие.
1) Показ видеофильм «История возникновения работы с папье -маше».
Показ готовых изделий из папье - маше.
2) Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Технология изготовления предметов в технике папье-маше.
1. Технология изготовления предметов из папье-маше.
1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты
приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папьемаше.
2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно
подготовить материал для работы).
3) Матирование первый раз (техника матирования: можно обклеивать изделия,
вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы).
Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения
снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая,
газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок.
4) Матирование второй раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки
папье-маше ножом и снимать с помощью учителя).
5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила
применения грунтовки.
6) Шлифование. Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше.
7)Покраска фона. Правила окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно
подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к
покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий.
8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные
краски); украшение теснением; Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная
просушка изделий.
9) Покрытие лаком. Правила лакирования изделий из папье-маше. Подготовка
изделий к лакировке. Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка
изделий.
10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше
от сыворотки, ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения
заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах.
3-4. Приборы посуды (коллективная работа)
Чайный сервиз: тарелочка (блюдце), чайная чашка, чайник, сахарница, вазочка. Учить
изготавливать посуду в технике папье-маше и украшать ее элементами Хохломы; дети
используя технику папье – маше, изготавливают муляжи посуды.
Раздел 3. Работа с бросовым материалом.
Роспись бутылок
1.Вводное занятие.
7

Ознакомление с техникой безопасности. Формирование устойчивого интереса к работе
с материалом.
2-4. Развитие фантазии учащихся. Приемы работы с пластиковыми бутылками:
перенесение рисунка на бутылку различными способами.
Картина из бумаги.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2-3. Выполнение композиции из бумаги. Выбор эскиза, цвета. Изготовление заготовок
из бумаги, сборка и декорирование композиции.
Картина из крашеных опилок.
1.Вводное занятие.
2-4. Окрашивание картины древесными опилками. Знакомство детей с методикой.
Раздел 4. Изделия из муки и соли.
Изделия из муки и соли. Композиция «Домик в деревне»
1.Вводное занятие.
2-4. Развитие у детей умения передавать образ, формировать умение правильно
располагать вылепленные части изображения на листе, развивать чувство цвета,
композиции, формировать эстетические чувства.
Раздел 5. Вышитые изделия
Кукла-берегиня.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2. Знакомство с видами швов. Подбор материала. Знакомство с символами домашнего
уюта, оберегами.
3-4. Изготовление куклы-берегини.
Игрушки из перчаток и носочков.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2-3. изготовление игрушек из перчаток и носков.
Итоговый урок.
Выставка работ детей.
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы проведения занятий кружка «Фантазеры».
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы,
соревнования и другие.
Обеспечение программы
Материалы:
- бумага: цветная, бархатная, писчая, альбомная, репсовая, тетрадная, открытки,
салфетки, фантики, фольга, картон цветной, белый, тонкий, упаковочный;
- нитки: катушечные № 10, 20, 30, 60, мулине, «ирис», шерстяная пряжа, веревки,
шнуры, тесьма, сутаж, цветные ленты капроновые и атласные;
-поролон, вата, синтепон (синтепух) для набивки;
- проволока;
- ткани, различные по цвету, фактуре и видам;
- бисер;
- природный материал;
-соленое тесто, пластилин, глина;
- клей ПВА, «Момент», силикатный, «Титан».
Инструменты, приспособления:
- карандаши, фломастеры, линейки, иголки, спицы, пяльцы, ножницы, утюг, шило.

8

Список использованной литературы
1. Агапова И.А. Мягкая игрушка своими руками.- М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Баева Т.И,Бойкова О.А.Гирич В.П. На досуге.- М.: Легпромбытиздат, 1990.
3. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Методическое пособие.СПб.: «Паритет», 2006.
4. Делаем сами: журнал.- 2011
5. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым
тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. Волгоград:
Учитель,2010
6. Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты
занятий (для детей 7-14 лет). Волгоград: Учитель, 2011
7. Михалёва С.В. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с
детьми 4-7 лет. Волгоград: Учитель. 2011
8. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и
бересты, поделки из пустырных трав. Волгоград: Учитель. 2011
9. Савенкова Л.Г., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство: Интегрированная
программа: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2008
10. Сайт http://sahnoshka.narod.ru/vur.html
11. Сайт http://xage.ru/comments.php?id=11479
12. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
13. Сайт Началкаhttp://www.nachalka.com/andersen_film_1
14. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
15. Соколова-Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. – М.: «Культура и традиция», 2006, - 79с.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».