Программа кружка Физика в экспериментах

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Батаканская средняя общеобразовательная школа
Центр естественно-научного профиля «Точка роста»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от
30.08.2023 г.
Руководитель ШМО
_______/_____________/

УТВЕРЖДЕНО
директор
МОУ Батаканская СОШ
__________/О.Ю.Корене
ва
«30» августа 2023 г.

Центр естественно-научного профиля «Точка роста»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Естественно-научной направленности
«Физика в экспериментах»
Возраст участников: 12-16 лет
Срок реализации: 1 год (34 час)

Автор-составитель:
Верхотуров Дмитрий
Иванович, педагог
дополнительного образования.

2023 г.
с. Батакан.
1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.

Пояснительная записка………………………………………………….

Цель и задачи программы……….………………………………………
Планируемые результаты……...………………………………………..
Содержание программы……...……………………………………...….
Тематическое планирование………………………………………...….
Календарный учебный график………………………………………….
Условия реализации:
Методические…………………………………………………………….
Оборудование……….……………………………………………………
8. Формы аттестации…..…………………………………………………..
9. Список литературы……………………………………………………...
10. Приложения……………………………………………………………...
2.
3.
4.
5.
6.
7.

3
4
5
9
11
11
12
13
14
15
16

2

1.Пояснительная записка
Кружок «Физика в экспериментах» является одним из важных элементов структуры
средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он
способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного
направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в
процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия
кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им
глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей,
формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость,
развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике.
2.Цель и задачи.
Цель: формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении
исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора
профессиональной ориентации.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении
конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению
физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники,
развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований
с использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники,
воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с
оборудованием,
научно-популярной
литературой,
умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих
способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.
Повышение культуры общения и поведения.
Место кружка в образовательном процессе.
Кружок «Физика в экспериментах» предназначен для обучающихся 5-9 классов.
Программа кружка рассчитана на 34учебных часа
3.Планируемые результаты
Предметные:
· научатся планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил,
средств;
· научатся составлять последовательность действий с ориентировочными оценками
затрат времени на этапы;
· научатся формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы,
дополнительная информация, оснащение и т, п.);
· научатся выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических
рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
3

· научатся составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных,
технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
· научатся оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему
и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; научатся правильно
пользоваться научно-техническим оборудованием, литературой, справочниками;
Метапредметные:
· разовьют конструкторское мышление;
· расширят исторические познания
· научаться выполнять обобщенный алгоритм проектирования
· научатся искать необходимую информацию самостоятельно;
· приобретут умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты
проектов;
Личностные:
· приобретут навык работы в команде; научатся конструктивно обсуждать результаты
и проблемы каждого этапа проектирования ; научатся доводить начатое дело до конца и
нести ответственность за выполненную работу; станут более аккуратными и
трудолюбивыми.
Особые условия проведения
Требование к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать и уметь:
· собирать установки для экспериментов;
· описывать физические явления и процессы;
· измерять температуру, массу, объем, расстояние;
· представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, рисунков;
· объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
· выполнять расчеты с помощью калькулятора;
· искать информацию в интернете;
· пользоваться справочником
Исследовательская деятельность ученика заключается в сборе и обработке
информации по теме своего проекта, проведении эксперимента, в умении планировать
логическую цепочку проекта, анализировать результат выполненной работы и
представлять свою работу на защите проектов.
Ожидаемые результаты обучения.
Ожидаемыми результатами являются развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного
приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения
или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических
методах исследования.
Виды деятельности:
 Занимательные опыты по разным разделам физики;
 Применение ИКТ;
 Занимательные экскурсии в область истории физики;
 Применение физики в практической жизни;
 Наблюдения за явлениями природы.
Форма проведения занятий кружка:занятия проводятся в виде бесед, лекций,
самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических
устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов.

4

4.Содержание кружка
№
раздела
/ темы
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Всег

Количество часов

Наименование разделов и тем

Всего

Введение
Механические явления
Тепловые явления
Кристаллы

1
5
1
2

Давление
Выталкивающее действие в жидкости и газе
Световые явления
Электрические явления
Магнитные явления
Физика дома
Поверхностное натяжение
Статика
Занимательные опыты

4
2
2
3
3
2
2
1
6
34

о
№
занятия
1

2

5.Тематический план
Тема
Используемый наглядный
материал
Вводное
занятие. Правильность формулировки цели
Инструктаж по охране труда эксперимента.
на занятиях кружка. Основы 1 опыт: графин с водой, бумага.
эксперимента.
2 опыт: бутылка с широким
горлышком,
бумага,
круто
сваренное очищенное яйцо.
3 опыт: стакан с водой, монета.
Оборудование «Точка роста»
I. Механические явления
Инерция
Эксперимент
1:
ученическая
линейка, 2 кольца, указка.
Эксперимент 2: Оборудование
«Точка роста»
Инерция

3-4

Центробежная сила

Эксперимент 1: две длинные,
деревянные рейки, два бумажных
кольца.
Эксперимент 2: Оборудование
«Точка роста» и грузики различной
массы.
Эксперимент 1: детское ведро с
водой с привязанной к нему
веревкой.
Эксперимент 2:
Оборудование
«Точка
роста»,

Кол-во
часов
1

1

2

5

5

6

7

8-9

10

мешочек
под
оборудование
крепкая нить.
Равновесие
Эксперимент
1:
пластилин,
семечко
подсолнуха,
спички,
перышки, проволока.
Эксперимент
2:
картон
неправильной
формы,
нить,
штатив, линейка, толстая иголка,
Эксперимент 3: яйцо куриное
сырое.
Оборудование «Точка роста»
Поверхностное натяжение
Эксперимент 1: лист бумаги,
ножницы, стакан с водой, капля
масла, или мыльный раствор..
Эксперимент 2: бокал с водой,
булавки или скрепки.
Эксперимент 3: детская игрушка
для выдувания мыльных пузырей,
небольшая проволочная рамка
разных форм, мыльный раствор с
добавлением глицерина.
Оборудование «Точка роста»
Реактивное движение
Эксперимент
1:
воздушные
шарики.
Оборудование «Точка роста»
Волны
на
поверхности Эксперимент 1: большая ванна с
жидкости
вертикальными стенками,
заполненная водой.
Оборудование «Точка роста»
II. Тепловые явления
Способы теплопередачи
Эксперимент 1: тонкий картон,
источник тепла (светильник,
плитка), спица, воткнутая в пробку.
Оборудование «Точка роста»
Способы теплопередачи
Эксперимент 1: Оборудование
«Точка роста», пластелин,
спиртовка, спички.
III.
Кристаллы
Кристаллы
Практическое
изучение
кристаллов, полученных заранее в
домашних условиях.Соль, вода.
IV. Давление
Давление твердых тел
Эксперимент 1: тетрадный лист в
клетку, карандаш, формула для
расчета давления твердого тела
(p=mg/s, где p –давление, m-масса,
s-площадь).
Оборудование «Точка роста»,
весы, игла, лупа.
Эксеримент 2 : весы воздушный
шар широкая доска

1

1

1

2

1

6

11

12-13

14-15

16

Давление жидкости

Эксперимент 1: стеклянная трубка
большого сечения, картон, сосуд с
водой, нитка.
Эксперимент 2: сосуды разной
формы, но с одинаковыми
отверстиями, большой сосуд с
водой, бумажный кружок, метки.
Эксперимент 3: Цифровая
лаборатория «Точка роста»,
сообщающиеся сосуды, датчик
давления.
Пластиковая бутылка с водой и с
отверстиями.
Давление газа
Эксперимент
1:
медицынский
шприц с водой
Эксперимент 2: стеклянная чашка с
водой, кусочек пенопласта, кусочек
сахара-рафинада,
стеклянная
банка.
Цифровая лаборатория «Точка
роста»
Эксперимент
3:
воронка
с
отверстием, сосуд с водой.
Атмосферное давление
Эксперимент 1: стакан с водой,
лист бумаги.
Цифровая лаборатория «Точка
роста»
Эксперимент 2: бутылка из-под
кетчупа, сваренное яйцо, бумага,
спички.
Эксперимент 3: стакан и сосуд с
водой.
V. Выталкивающее действие жидкости и газа
Выталкивающее
действие Эксперимент 1: яйцо или средних
жидкости
размеров картофелина, сосуд с
чистой водой, соль.
Цифровая лаборатория «Точка
роста», грузы различной массы и
объёма,
мензурка
с
водой,
динамометр
Эксперимент
2:
кусочки
пластилина, ванна с водой.
Эксперимент 3: Взять разные
предметы, помещая в воду,
проверить, тонут они или плавают,
и вычислить объёмы предметов по
количеству вытесненной ими воды.
Выталкивающее
действие Эксперимент 1: папиросная бумага,
газа
ножницы, нитки, легкий грузик.
Эксперимент 2 : гелиевый шар
VI. Световые явления
Образование тени и полутени Эксперимент 1: настольная лампа с

1

2

2

1
7

17

18

19-20

21

22

круглым
плафоном
(Солнце),
маленький шарик на подставке
(Луна) и шарик побольше (Земля).
Отражение света
Эксперимент 1: лазерная указка,
зеркало, вода.
Эксперимент 2: стакан с водой.
Эксперимент 3: монета, чайная
чашка, вода.
Оптические приборы
Эксперимент 1: лупа или линза в
оправе.
Эксперимент 2: бинокль.
Эксперимент 3: телескоп.
Оптические иллюзии
Эксперимент 1: обман зрения.
Окно, смартфон.
VIII. Электрические явления
Электризация
Эксперимент
1:
плоская
пластмассовая
расческа
или
линейка, кусочки бумаги, тонкая
струйка воды, собственные волосы.
Эксперимент 2: гильза из фольги,
подставка, стеклянная палочка.
Эксперимент
3:
бумажное
полотенце, 1 чайная ложка (5 мл)
хрустящих
рисовых
хлопьев,
воздушный шарик, шерстяной
свитер.
Эксперимент 4: два воздушных
шарика.
Оборудование
«Точка
роста»
«Электризация»
Электрические цепи
Цифровая лаборатория «Точка
роста»
IX. Магнитные явления
Магниты
и
их Эксперимент 1: два магнита
взаимодействие
полосовых, дугообразный магнит,
железные опилки, лист бумаги.
Эксперимент 2: магнит, иголка,
блюдце, вода.
Цифровая лаборатория «Точка
роста» Датчик магнетизма
Фокусы с магнитами
Эксперимент 1: картон, тонкая
палочка, булавка, магнит.
Эксперимент 2: медная трубка,
неодимовый магнит
Оборудование «Точка роста»
Динамик из пластиковых При помощи магнита, проволоки и
тарелок
пластиковых
тарелок
можно
изготовить
вполне
функционирующий динамик.
Компас из намагниченной Одну половину иглы, лежащую на
иглы на воде
бумажном
круге
на
воде,

1

1

2

1

1

8

23

24-25

намагнитить
одним
полюсом
магнита,
а
вторую
противоположным, то бумажный
круг станет компасом.
Магнитные танцы
Опыт иллюстрирует, как магнит
взаимодействует с железом в
разных его формах и не
взаимодействует с медью.
опыты с магнитным полем
Мяч для настольного тениса
отталкивается от магнита.
Видео опыт приложение Физика 10
класс
X. Физика дома
Физика на кухне
Эксперимент
1:
коктельные
трубочки,
пластиковые
одноразовые стаканы, вода (сифон)
Физика на кухне

1

2

Эксперимент 1: оборудование
«Точка
роста»,
термоэлемент,
электрочайник (мощность)

Магнитная пушка

26

27

Опыт
иллюстрирует,
как
отрицательное
изменение
магнитной потенциальной энергии
провоцирует
положительное
изменение кинетической энергии
стальных шариков. Видео опыты в
Ютуб.
Оборудование «Точка роста»
XI. Поверхностное натяжение
Упрямый
шарик
и Опыт иллюстрирует действие сил
поверхностное натяжение
поверхностного натяжения. Если
налить воду в стакан до самого
верха, образуется сферическая
шапка, к центру которой стремится
теннисный шарик. Струя воды,
теннисный шарик на нити
Мыльный ускоритель
Маленькая
капля
мыльного
раствора
может
послужить
«топливом»
для
лодочки
и
прокатить ее с ветерком.
Поверхностное натяжение и Нитка катается по поверхности
нитка
мыльной пленки словно по льду и
не падает даже в вертикальном
положении.
Электрический ритм
Опыт
демонстрирует,
как
статическое электричество может
привести
в
движение
металлический предмет.
Опыт
иллюстрирует
свойства
статического
электричества
и

1

1

9

электропроводность
материалов.

28

29-30

31

32

некоторых

Электроскоп своими руками
XII. Статика
Ватное облако
Опыт показывает возможность
уравновешивания силы тяжести,
действующей на тело, силой
электрического поля.
Струи воды и статика
Опыт демонстрирует, как при
помощи
статического
электричества можно изменить
направление водяных струй.
XIV.Занимательные опыты
«Не замочив рук»
Оборудование:
тарелка
или
«Подъем тарелки с мылом»
блюдце, монета, стакан, бумага,
спички.
Оборудование: тарелка, кусок
хозяйственного мыла.
Воздушный шарик, хлопья и Шарик заряжается статическим
статическое электричество
электричеством когда его трут о
шерстяную поверхность. После
этого к нему притягиваются
овсяные хлопья.
«Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой,
«Тяжелая газета»
лист
плотной
бумаги.
Оборудование: рейка длиной 50-70
см, газета, метр.
«Нервушаяся бумага»
Оборудование: два штативами с
муфтами и лапками, два бумажных
кольца, рейка, метр.
«Несгораемая нитка»
Оборудование: штатив с муфтой и
лапкой, перышко, обычная нить и
нить вымоченная в насыщенном
растворе поваренной соли.
«Вода кипит в воздушном
шаре»
Оборудование: штатив с муфтой и
лапкой,
воздушный
шар,
спиртовка, спички.

1

2

1

1

Давление воздуха

Оборудование:
вода,
стакан
гранёный, лист бумаги, небольшое
стекло,
пипетка, предметы на присоске,
монета, тарелка.
«Несгораемая нитка»
Оборудование: штатив с муфтой и
лапкой, перышко, обычная нить и
нить вымоченная в насыщенном
«Вода кипит в воздушном растворе поваренной соли.
шаре»
Оборудование: штатив с муфтой и
лапкой,
воздушный
шар,
спиртовка, спички.
10

33

34

Маятник

Оборудование: бечевка, шайба,
ножницы, линейка, клейкая лента,
стол, тяжелая книга, секундомер
или часы с секундной стрелкой,
помощник.
Оборудование «Точка роста»
Исследование движения тела Оборудование «Точка роста»
по окружности

1

1

6. Календарный учебный график
Дата начала занятий – 1 сентября, с 1-30 августа запись детей в кружок. Учебных
недель 36, включая школьные каникулы. Занятия проводятся по средам начало в 15:00,
продолжительность 45 минут.
7.Условия реализации:
Методические
- методическое пособие по использованию оборудования «Релеонлайт»
Оборудование
-Кабинет «Точка роста» физика
-набор оборудования «Релеонлайт»
-Набор оборудования «лабораторные ОГЭ по физике»
-ноутбук-3 шт.
8.Формы аттестации
Участие в проектной деятельности.
Защита проектов.
9.Список информационных ресурсов:
Нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N196 «Об утверждении
Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
3. Приказ Минпросвешения России от 09.11.2018 № 196, "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
4. Приказ Минспорта России от 15.11.2018 №939 «Обутверждении
федеральных
государственных
требований
к
минимуму
содержания,структуре,условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к
срокам обучения по этим программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 №41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
6. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010.
7. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края № 247, от 21.02.2020г. «Об утверждении Положения о
проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных
программ»
Интернет ресурсы
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».