Директор МОУ Батаканской СОШ Коренева О.Ю. ____________ Учебный план дополнительного образования МОУ Батаканская СОШ Принято на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Утверждаю 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования разработан на основе учета интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Главная задача школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного образования. Образовательные программы разработаны педагогами на основе следующих документов: федерального уровня • Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2019 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». • Федеральный проект «Современная школа», паспорт проекта утвержден решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №16 от 24.12.18 г.; • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295; • Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. №497; • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Положение о рабочей общеобразовательной программе дополнительного образования детей (утверждено педагогическим советом, протокол № 4 от 25 февраля 2016 г.); • Основная образовательная программа начального общего образования • Основная образовательная программа основного общего образования • Основная образовательная программа среднего общего образования Общая характеристика учебного плана Учебный план дополнительного образования МОУ Батаканская средняя общеобразовательная школа направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных способностей ребёнка, индивидуализации обучения, развития творческого потенциала личности школьников. Учебный план ориентирован на пятидневную неделю и составлен с учётом социального заказа детей и их родителей (законных представителей) на образовательные услуги, а также с учётом кадрового, программнометодического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Учебный план предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных программ по четырем направленностям: туристско-краеведческая, художественная физкультурно-спортивная ,техническая. Целью дополнительного образования в МОУ Батаканская СОШ является: создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования, обеспечение качественного, доступного и эффективного образования на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного общеобразовательные образования. Основными задачами учебного плана дополнительного образования школы являются: • обеспечение гарантий прав обучающихся на дополнительное образование; • создание условий для формирования единого образовательного пространства; • раскрытие личностных особенностей учащегося в благоприятном эмоциональном климате разновозрастных классов; • освоение школьниками дополнительных образовательных программ с учетом природных, национальных, исторических, культурных и иных особенностей автономного округа и района; • создание возможностей для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и психологических особенностей разных категорий, обучающихся; • создание условий для выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, использование инновационных технологий для поддержки одаренных детей; • развитие мотивации личности к творчеству, формирование общей культуры, профессионального самоопределения, успешной адаптации к жизни в обществе. Основные принципы организации дополнительного образования: • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; • единство обучения, воспитания, развития; • практико-деятельностная основа образовательного процесса. Использование современных образовательных технологий: • здоровьесберегающие технологии, • технология дифференцированного и индивидуального подхода, • информационно-коммуникационные технологии, • методы и приемы развития креативного мышления, • игровые технологии, • проект - технологии, Особенности режима и организации образовательного процесса Начало 01.09.2022 г., окончание - 20.05.2023 г. Продолжительность учебного года составляет: во 2-8,10 классах – не менее 34 недель, в 9,11 классах - не менее 33 недель (без учета государственной (итоговой) аттестации). Обучение проводится после школьных уроков. Численный состав учебных групп определяется Уставом и составляет: - в учебных группах (без предъявления особых требований) численность обучающихся 1015 человек. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил от 1 до 4 учебных часа в неделю, продолжительность одного учебного часа во 2-11 классах - 45 минут, продолжительность перемены между занятиями – 10 минут. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам Формы обучения и аттестации Контрольные мероприятия в школе проводятся в соответствии с программами и в рамках промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация и итоговая аттестация осуществляются в конце каждой учебной четверти в соответствии с годовым планом образовательной программы и учебно-тематическим планом педагога. Педагог самостоятелен в выборе форм промежуточной и итоговой аттестации, системы оценок, определении их критериальной базы в соответствии с содержанием программы. Формы промежуточной и итоговой аттестации согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются директором школы. Итоговая аттестация проводится с целью представления результатов работы за учебный год в форме открытых занятий, защиты индивидуальных проектов учащихся и других мероприятий. Учебный план включает 12 дополнительных общеобразовательных программ 5 направленностей на базе МОУ Батаканская средняя общеобразовательная школа: техническая – две дополнительных общеобразовательных программы «Фантазёры»; «Компьютерная графика» физкультурно–спортивная – две дополнительных общеобразовательных программы «Шахматы», «Школьный спортивный клуб» художественная - 2 дополнительных общеобразовательных программы: «Роспись по дереву и стеклу», «Школьный театр» естественно-научная- 4 дополнительных общеобразовательных программ: «Практическая биология», «Земля- наш общий дом», «Физика в экспериментах», «Наука и жизнь» социально-педагогическая направленность- 2 дополнительных общеобразовательных программы: «Математика в повседневной жизни», «В мире открытий» № п/ п 1. 2. Название объединения дополнительного образования Школьный спортивный клуб Шахматы Количеств о учебных групп 1 Возраст Количество часов Количество часов за год Срок обучения Физкультурно – спортивная направленность 14-17 лет 3 102 ч. 1 год 12-17 лет 1 ч. 34 ч 1 год 1 ч. 34 ч. 1 год 1ч 34 ч 1 год 78ч 1 год 1 11-15 1ч Естественно-научная направленность 1 7-11 лет 1ч 17 ч 1 год 34 ч 1 год 1 12-13 лет 1ч 34 ч 1 год 1 13-17 лет 1ч 34 ч 1 год 17 ч 1 год 17 ч 1 год 17 ч 34 ч 1 год 1 год 1 4. 5. Фантазёры 1 Компьютерная графика 1 Роспись по дереву, стеклу и керамике Школьный театр Земля-наш общий дом Практическая биология Физика в экспериментах Наука и жизнь Техническая 7-11 лет 14-16 лет Художественная направленность 1 11-15 2 ч. 1 12-15 лет 1ч Социально-педагогическая направленность Математика в 1 12-14 лет 1ч повседневной жизни В мире открытий 1 12-17 лет 1ч Музей 1 12-17 лет 1ч Ожидаемые результаты реализации плана дополнительного образования: В 2023-2024 учебном году планируется реализация девяти общеобразовательных дополнительных программ четырем направленностям. Реализация дополнительных общеобразовательных программ, направлена на повышение уровня качества дополнительного образования; повышение компетентностей учащихся в различных областях знаний; повышение доли учащихся, получающих дополнительное образование, рост числа обучающихся пользующихся услугами дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей) до 70 % сохранение контингента учащихся в группах Выявление и поддержку одаренных детей (через участие в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня, данные портфолио, участие в школьных конкурсах • Оценка результатов реализации плана, будет осуществляться с помощью различных методов: экспертная оценка результатов деятельности; социологические опросы учащихся, педагогов и родителей (законных представителей); анализ результатов итоговой аттестации, участия и результативности в олимпиадах и конкурсах различной направленности и уровней. • Формы итоговой аттестации на уровне образовательной организации: в целях представления результатов работы проводятся конкурсы, отчетные концерты, праздники, конференции, соревнования, презентации проектных и исследовательских работ, информация о которых размещается на официальном сайте школы, статьи о проведенных мероприятиях освещаются на страницах районной газеты «Вперёд». Формы и сроки их проведения определяет педагог по согласованию с администрацией. Учащиеся, успешно закончившие курс дополнительной образовательной программы получают сертификат. Обеспечение образовательного процесса в объединениях дополнительного образования Кадровое обеспечение Образовательный процесс в учебных объединениях дополнительного образования в 20232024 учебном году реализуют педагоги ОО. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по образовательным программам дополнительного образования: для эффективной реализации дополнительного образования в школе создана достаточная материальнотехническая база. Предоставлены отдельные классные кабинеты по направленности, спортивный зал, читальный зал с выходом в Интернет, музейная комната. Материальное и информационно-техническое оснащение школы позволяет обеспечить полную реализацию учебного плана, использование современных технологий, в том числе и здоровьесберегающих. Для осуществления социально-психологического сопровождения образовательного процесса работает социальный педагог.