Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» МУНИЦИПАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО - ЮНЕШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» Принята на заседании Утверждаю: директор педагогического совета МУДО ДЮСШ от « 25»._______20__ г. __________/В.М. Кочнёв Протокол № ______ Приказ №____« » ____20__г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET="ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:06:32 Foxit Reader Версия: 9.7.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, СТЕКЛУ, КЕРАМИКЕ» Направленность: художественная Возраст обучающихся 8-15 лет Количество часов в год 68 Базовый уровень Срок реализации 2 года Педагог: Илимузина Ольга Павловна 2023 Г. Газимурский-Завод 1.Пояснительная записка программа дополнительного образования «Роспись по дереву, стеклу и керамике» составлена на основе: - Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273 ФЗ, ст.47 п.4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1.п.1- п.8, ст.42. - Письма Миноборонауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. -Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (уст. 7 декабря 2018 г.) -Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» -Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), - Режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». -Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеская спортивная школа» Газимуро- Заводского района. 1.1 Особенность данной программы состоит в том, что каждый раздел учебного плана составлен на основании последовательного усложнения элементов народной, современной росписи по дереву, росписи по стеклу. Учебный план предусматривает самостоятельные творческие задания. Встречаясь с трудностями, дети пытаются их преодолеть и решить самостоятельно. Роспись по дереву, стеклу требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При украшении деревянных, стеклянных изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Роспись по стеклу, дереву, керамике популярный вид прикладного искусства, хранящий в себе традиции народа. Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и художественного труда. Данная программа имеет художественную направленность. 1.2 Актуальность программы – в настоящее время тенденции к повышению уровня художественного образования детей, являются одной из основ, современного образования. Целью образования является воспитание человека – творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью восприятия, а также двигательной гиперактивностью и интересом к деятельному контакту с действительностью. Программа «Роспись по дереву, стеклу и керамике» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности. Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и художественного труда. Отличительной особенностью данной программы является то, что результатом овладения навыками и знаниями, являются расписанные, декорированные учащимися предметы быта и интерьера. 1.3. Педагогическая целесообразность программы. Занятия способствуют развитию не только знаний о народных художественных промыслах, но и умений по работе кистью, художественного мышления, чувства композиции, возможности художественного оформления предметов. Связи народного искусства с жизнью человека, роль народного искусства в его повседневной жизни - главный смысловой стержень программы. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу включены коллективные, индивидуальные, семейные задания. Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность украшать конкретные изделия и видеть результат своей работы. В рамках одной программы объединены изобразительное искусство и декоративно прикладное искусство, дизайн. Деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), эксперименты с красками; декоративная работа; оформительское искусство; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, знакомство с произведениями искусства, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Адресат программы, - школьники 8 – 15 лет так как в образовательном учреждении малое количество детей, поэтому возрастной разрыв в 7 лет. Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детский рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Также как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале по – своему, и лишь позже – по принятым изобразительным законам. В группу по дополнительному образованию будут набираться дети имеющие желание развивать свои навыки изобразительной деятельности. Группа комплектуется до 10 человек. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на два года. Реализуется в течение всего учебного года. Форма проведения очная. Состав группы постоянный. Периодичность и продолжительность занятий: два часа в неделю, продолжительность занятия 40 минут. 1.4 Цель программы: развитие и освоение навыков росписи по дереву, стеклу и керамике у ребенка через изобразительную деятельность и декоративно прикладное творчество. Задачи программы: Личностные: - развить потенциал ребенка, его познавательно – творческую активность; - развить ассоциативные возможности мышления, творческое мышление и творческие способности; - развить умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе. Метапредметные: - познакомить с разнообразными материалами для использования в художественной, оформительской деятельности и научить ими пользоваться; - познакомить и научить пользоваться разнообразными выразительными средствами – цвет, линия, штрих, объем, композиция, ритм; - дать первоначальные сведения о художественной форме, о художественновыразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роли в эстетическом восприятии работ; - научить простейшим композиционным приемам и художественным средствам; - обучить теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного прикладного искусства, оформления. Образовательные: - развивать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать; - приобщать к общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры; - формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами. 1.5 Ожидаемый результат Личностные -сформируют интерес и любовь к декоративно –прикладной работе. Трудовые умения и навыки. - сформируют художественный вкус. Метапредметные - овладеют навыками изобразительного материалами- акриловыми красками, витражным лаком и контурами. Расширяют кругозор, смогут воплощать творческие замыслы в декоративно- прикладной работе. -разовьют зрительскую память, пространственные представления. Творческое воображение, творческие способности. Предметные -научатся рисовать с натуры, по памяти растительные формы, предметы объемной формы, стилизовать их. -выполнять композиции по памяти и впечатлениям, используя теоретические сведения; расписывать изделия из стекла и дерева; выполнять декоративные композиции в материале. Способы проверки результатов. В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном занятие. Работы учащимся разрешается заканчивать дома. Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, но в обсуждение работ вовлекаются ученики, что получилось, что не удалось, дается устная характеристика каждой работе. Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. Проводится защита работ учащимися. Каждый участник фотографирует свои итоговые работы и создаёт электронный альбом своих работ. (видео презентация или ролик). Оцениваются работы по истечении запланированного на задании времени с учетом промежуточных оценок, эстетичности выполненного изделия, защиты. В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, родителей, гостей. 2.1 Учебный план первого года обучения. Знакомство с основами художественного ремесла. № п\п Название раздела, темы 1. Введение. Техника 1 безопасности. Декоративная работа. Роспись изделий. Беседы об искусстве 9 Итого 68 2. 3. 4. Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля 1 8 50 Выставка работ 9 Учебный план второго года обучения. № п\п 1. Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Введение. Техника 1 безопасности. Многообразие старинных 4 промыслов и ремесел. История возникновения локальных школ декоративной росписи по дереву. 1 2 2 3. Роспись как один из видов декоративно-прикладного искусства. 9 26 4. Роспись объемных изделий из 28 стекла . Творческая работа 7 Оформление работ к выставке 2 Итоговое занятие. 2 2. 5. 6 7. Итого 26 Создание альбома личных работ. Электроный формат. 28 7 Выставка работ 68 2.2 Календарно-учебный график. Тема 1 года: «Художественные ремесла.» № Наименование разделов и тем тем ы В том числе: 1 1 2 3 Формы аттестации, контроля Обще е колво часов Введение. Основные элементы народной 1 росписи. Инструменты и художественные материалы. Основные элементы «азбуки» народного 1 творчества. Простейшие элементы росписи – 2 мезенские прописи. Ленточный Теор. Практ . беседа 1 1 Формы Занятий. 1 Практическа я работа Беседа. п\р. 5 орнамент. Узоры в косой клетке. Роспись 2 поставка. Уточки и лебеди. Роспись коробухи. 2 6 Цветы и деревья. Роспись утицы 4 4 7 Олени и кони. Роспись доски. 4 4 8 Изучение Особенности. 9 10 Освоение элементов разновидностей растительных Листочки. Ленточный орнамент. Ягоды. 11 Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец. 2 2 12 Птицы. Роспись тарелки. 2 2 13 Изображение коней. 2 2 14 Роспись новогоднего подарка. 4 4 15. Изучение Хохломской росписи. 2 2 16 Особенности. Последовательность этапов 2 работы. Подготовка, роспись, отделка. Освоение элементов росписи, 2 разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись. Мазок, кустик. Ленточный орнамент. 2 2 4 17 18 19 Городецкой росписи. 2 2 1 1 росписи, 2 мотивов. 2 1 1 2 1 1 2 2 2 21 Стебель, Стебель с кустиками (с 2 правосторонним завитком, с левосторонним завитком). Хохломская роспись. Пряник. Орнамент к 2 круге. Тарелка. Изделие с травной росписью. 2 22 Кудрина. Бочонок. Сахарница. 4 4 23 Хохломское изделие. Украсим наш дом. 4 4 20 68 Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа 2 2 Практическа я работа. Беседа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа. Беседа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа. Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа 8 1.3.2 Содержание дополнительной программы занятий в кружке «Роспись по дереву, стеклу и керамике». Тема 1 года: «Художественные ремесла: роспись по дереву). Тема 1. Роспись по дереву – одно из направлений украшения предметов быта. 1.1. Введение. Основные элементы народной росписи. Инструменты и художественные материалы. 1.2. Основные элементы «азбуки» народного творчества. Тема 2. Мезенская роспись. 2.1. Простейшие элементы росписи – мезенские прописи. Ленточный орнамент. Промысел, его история, показ образцов, выполненных народными мастерами, или их изображений. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий и штрихов. Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия. Повторение предложенных узоров в квадратах. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах. Упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки. Знакомство с ленточным орнаментом. Обратить внимание на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов. Нанести границу полосы, а затем при помощи или кисти воспроизвести орнамент черной краской. 2.2. Узоры в косой клетке. Роспись поставка. Освоение традиционных мезенских орнаментов. Показ построений орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора. По намеченным линиям скопировать элементы узора и заполнить закладку с орнаментом. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Показ рисунков коробухи, элементов геометрического орнамента, из которого построен декор. Пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п. Составить геометрический орнамент и расписать поставок. 2.3. Уточки и лебеди. Роспись коробухи. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить и мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево. Копирование предложенные варианты изображения птиц. Показ последовательности исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц. Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге. Самостоятельное решение или копирование образцов. Карандашом размечаются основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи. 2.4. Цветы и деревья. Роспись утицы. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах. Копирование предложенных вариантов изображений цветов и деревьев. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева цветка. Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев. Самостоятельное решение или копирование. Карандашом размечаются основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша. 2.5. Олени и кони. Роспись доски. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц. Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Копирование предложенного изображения оленя или коня. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом. Показ рисунков, на которых представлены образцы росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных. Самостоятельная роспись доски. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Декорирование разделочной доски. Тема 3. Городецкая роспись. 3.1. Изучение Городецкой росписи. Особенности. Освоение простейших элементов городецкой росписи: дуг, капелек, спиралек, штрихов, точек и скобочек. Все элементы городецкой росписи дети рисуют сразу кистью, без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы получить дугу красивой формы, ее начинают аккуратно прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем к середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. 3.2. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Листочки. Знакомство с художественным элементом городецкой росписи — «листочком». Обратить внимание на различную форму листьев, ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами, в этом случае они обычно одинакового размера. Изучение порядка выполнения работы. Последовательность росписи та же, что и в предыдущих случаях: сначала - общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем теневка и оживка его при помощи тонких штрихов. Прорисовка листьев и кустиков. Закрепление умений по составлению узора из листьев. Освоение традиционных городецких орнаментов. Слова орнамент, декор и украшение - синонимы, орнамента без предмета, который он украшает, не существует. Особенности построения орнамента в городецкой росписи законы симметрии. Упражнение на воспроизведение образца орнамента в полосе. 3.3. Ленточный орнамент. Ягоды. Знакомство с традиционным городецким мотивом — ягодами – вишни, земляники, розди винограда. Изучение последовательности и самостоятельная работа по их рисованию. Выполнение ленточного орнамента. 3.4. Цветы - бутоны, розы-купавки. Поставец. «Розан и ромашка» Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи -«розаном». Просмотр городецких изделий, в росписи которых встречается элемент «розан», так называется цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Изучение последовательности выполнения каждого этапа росписи и названия этих этапов. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» — обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1). Последовательность выполнения узора «ромашка» та же, что и при рисовании «розана». «Купавка и бутон» Знакомство с традиционным элементом городецкой росписи - «купавкой», так называется цветок со смещенным центром. Прорисовка цветов. Сначала крупной кистью (кисть № 4) делается «подмалевка» — цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью (кисть №2) выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» — у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек (кисть № 1). Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов городецкой росписи - «купавок», «бутонов» и «листочков». Задание выполняется на повтор или импровизацию по рекомендации учителя. «Городецкая роза» Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи. Выполнение «Городецкой розы». Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза». Предложенные образцы используются при росписи поставца. 3.5. Птицы. Роспись тарелки. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи — «птицей», с городецкими сюжетами, в которых присутствует данный мотив. Запоминание последовательности выполнения каждого этапа росписи. Птиц обычно рисуют начиная с крыла, затем выполняют грудь, причем, линию наносят, ориентируясь на линию крыла. После этого дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После этого приступают к оживке, то есть к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур. Знакомство с изображением различных видов городецких птиц. Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы в народном искусстве; показывает и называет городецких птиц, изображенных в рабочей тетради. Копирование образца птицы и роспись тарелки. 3.6. Изображение коней. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи - «конем». Величавость и грациозность коня выражаются в плавности и ритмичности формы, в которой органично уравновешены красота и сила. Дети рассматривают и запоминают последовательность выполнения росписи. Городецкого коня обычно рисуют черной краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю - это грудь и шея, затем наводят изображение перевернутой капли размером поменьше - это круп и задняя нога городецкого коня. После этого дописывают ноги, голову и, на заключительном этапе работы над контуром, прорисовывают гриву и хвост. После этого приступают к оживке, которая заключается в прорисовке сбруи и седла. Если конь без всадника, то уздечку изображают привязанной к передней поднятой ноге, а сбрую на груди выполняют в форме цветка. 3.7. Роспись разделочной доски (новогоднего подарка). Знакомство с вариантами композиционного размещения узора на разделочных досках. Изучение традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветов. Внизу приводятся различные формы разделочных досок. Конечный вид изделия будет зависеть от избранной формы предмета, схемы узора и цветового решения всей композиции. Последовательность работы над композицией показана на примере выполнения гирлянды: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции. Самостоятельная роспись разделочной доски предложенной формы. Тема 4. Хохломская роспись 4.1. Изучение Хохломской росписи. Знакомство с работами мастеров, основными особенностями хохломской росписи. Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка». В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»: «Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением; «Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге; 4.2. Особенности. Последовательность этапов работы. Подготовка, роспись, отделка. Знакомство с последовательностью работы над росписью. Рассматривание росписи, выполненной мастерами, а затем самостоятельная распись изделия. Роспись чашки с травным узором. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов. Создание узора и украшение ложки элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный. 4.3. Освоение элементов росписи, разновидностей растительных мотивов. Хохломская травная роспись. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента. Композиция с элементами травной росписи. 4.4. Мазок, кустик. Ленточный орнамент. «Кустик» — это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков». Упражнения по прорисовке мазков, кустиков. Чередование элементов образует орнамент. Выполнение ленточного орнамента. Оформление поставка. 4.5. Стебель, Стебель с кустиками (с правосторонним завитком, с левосторонним завитком). Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и черных «кустиков». Плавное течение ведущей .линии —«криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание. Украшение чашки травным орнаментом. 4.6. Хохломская роспись. Пряник. Орнамент к круге. Особенности выполнения орнамента в круге. Украшение пряничной доски. 4.7. Тарелка. Изделие с травной росписью. Ягоды брусничка, смородинка и рябинка (левая сторона листа) рисуются печаткойтычком. Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. Ветка спелых ягод обвивает поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента. Роспись тарелки, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета. 4.8. Кудрина. Бочонок. Сахарница. Изучаем элементы кудрины. Украшаем бочонок. Копирование по образцам мастеров. 4.9. Хохломское изделие. Украсим наш дом. Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Предлагается самостоятельно придумать форму изделия и украсить его разнообразными хохломскими узорами. Тема 5. Жостовская роспись (роспись под «Жостово», очень близка к уралосибирской росписи по дереву). 5.1.Изучение Жостовской росписи. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом — «Жостовская роспись», промысла, его историей и этапами развития. Основным мотивом жостовский росписи является букет на черном лаковом фоне. Роспись данного промысла отличается тщательной выписанностью каждого цветка и тонкой колористической гаммой, которая достигается благодаря последовательному нанесению слоев росписи. Используя наглядный ряд с изображением этапов послойного жостовского письма знакомимся с технологией изготовления подносов. 5.2.Особенности. Последовательность этапов работы. Замалевка, выправка: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Знакомство с жостовским кистевым мазком и простейшими элементами росписи. Объяснить, что подобно тому, как дом строится из кирпичиков, изделие собирается из мелких деталей конструктора, а слова составляются из букв —точно также букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестками чаще всего в росписи являются различного вида кистевые мазки. Выполнение кистью упражнений на повтор различных типов мазков и простейших элементов росписи. 5.3.Освоение элементов росписи. Листья. «Листочек» Освоение художественного элемента жостовской росписи «листочек». В жостовской росписи листочки являются обязательной составляющей букета. Чаще всего они зеленые, но могут быть и других цветов — желтые или коричневые. Листочки сильно варьируют по форме. Как правило, это упругие одиночные листья розы, но иногда встречаются розетки — это когда на одном стебле крепится несколько пластин характерной для данного растения формы. При работе над элементом «листочек» следует особое внимание обратить на его форму. Листочек имеет тонкие начало и конец и утолщенную середину. Рисуют листья чаще всего кистями № 4 или № 5, а чертежку осуществляют кистями № 2 или № 3. Листочек в жостовской росписи, как правило, составной, то есть написан при помощи нескольких мазков. Пятилистник (цветок яблони) Знакомство с традиционным жостовским узором — пятилистником (цветком яблони). Демонстрация подносов (репродукций), на которых представлен данный тип цветов, рассказ об этих цветах, о цветовой гамме, о времени цветения, примеры историй и легенд, связанных с этим растением. Объяснение принципа послойной проработки изображения в жостовской росписи. Копирование цветов. Чтобы цветок получался ровным и красивым, необходимо мысленно провести линию равновесия и наносить лепестки в определенной последовательности. При этом жостовские мастера поворачивают поднос так, чтобы пятилистник всегда был расположен сердечком вниз. Травинки, усики и стебельки Знакомство с элементами жостовской росписи, которыми пользуются для привязки. Привлечение внимания детей к расположению стеблей, усиков и травинок. Свободное расположение этих элементов подчеркивает форму изделия, придает легкость и пышность узору и, что самое главное, «связывает» букет цветов и плоскость подноса в единое целое. Этот этап настолько важен, что мастера выделяют его отдельной строкой и называют «привязка». Только после такой привязки поднос становится не просто подносом, расписанным цветами, а именно жостовским подносом. Освоение одного из важнейших этапов жостовской росписи — «привязки». Осуществление привязки букета, изображенного на овальном подносе в правой части листа. Это задание дает простор для импровизации. 5.5.Изображение цветов, фруктов. Знакомство с типами и формами цветов в жостовской росписи. Цветок «Лилия» Знакомство с декоративным изображением лилии в жостовской росписи. Алые маки Знакомство с декоративным изображением в жостовской росписи крупных цветов — маков. Цветок «Роза» Знакомство с декоративным изображением розы в жостовской росписи. Роза — королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре. Цветок розы обычно самый большой и пышный. Букет садовых цветов Композиционное решения букета садовых цветов, отработка умений росписи лилий, маков, роз. Необходимо предоставить детям максимальную самостоятельность, а по окончании работы обсудить композиции рисунков. Изображение фруктов. 5.4. Изображение орнаментов. Знакомство с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Выполнение упражнений на повтор главных элементов жостовского орнамента. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. 5.6.Роспись подноса. Формы подносов и композиционные схемы. Знакомство с многообразием форм подносов и вариантами композиционного размещения узора на подносах. Бывают простые формы - круглые, овальные, многоугольные и сложные - «восьмиусовые», «гитарные», «крылатые» и т. д. Затем дается представление о композиционном разнообразии жостовской росписи — «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок» и т. д. И особо заостряется внимание на классической композиции узора с центральным расположением букета - в этом случае крупные цветы находятся в центре букета, их окружают цветы поменьше, а по краям располагаются совсем мелкие цветы и листочки. Еще раз акцентируется внимание на фоне. Одни и те же цветы, но на разном фоне выглядят по-разному и создают разное настроение. Применяются все ранее полученные навыки и знания. Детям предлагается самостоятельно расписать поднос. При желании можно несколько усложнить задачу, предложив предварительно сделать поднос из папье-маше. 5.7. Конкурс рисунков «Украшаем наш дом». Это итоговое занятие, на котором дети могут использовать все ранее изученное. Предлагается самостоятельно придумать изделие и украсить его разнообразными узорами. РАЗДЕЛ 2. Тема 2 года: «Витражная роспись. Роспись по стеклу. № тем ы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем О б щ ее ко лво ча со в Вводное занятие. 2 Художественно - выразительные средства 2 (композиция, линия, пятно, ритм, цвет, форма, объем, фактура) в росписи изделий из стекла и керамики. Способы членения плоскости на части в композиции орнамента плоскостных изделий.. Художественно - выразительные средства 2 (композиция, линия, пятно, ритм, цвет, форма, объем, фактура) в росписи изделий из стекла и керамики. Варианты оформления узором объемных предметов. Роспись плоскостных изделий из стекла и 4 керамики. Составление эскиза и выполнение в материале росписи панно на основе геометрического орнамента. Роспись плоскостных изделий из стекла и 4 керамики. Составление эскиза и выполнение в материале росписи панно на основе растительного орнамента. Роспись плоскостных изделий из стекла и 2 керамики. Составление эскиза и выполнение в материале росписи панно на основе сюжетной композиции. Роспись плоскостных изделий из стекла и 4 керамики. Композиция орнамента на зеркале. Составление эскиза и выполнение в материале росписи зеркала в формате прямоугольника. Роспись плоскостных изделий из стекла и 4 керамики. Составление эскиза и выполнение в материале росписи зеркала в формате овала, круга. Роспись плоскостных изделий из стекла и 4 керамики. Составление эскиза и выполнение в материале росписи фоторамки. Техника свободной росписи, роспись в контуре. Роспись плоскостных изделий из стекла и 2 керамики. Копирование изразца. Монохромное изображение. Роспись плоскостных изделий из стекла и 2 керамики. Копирование изразца. Полихромное В том Форма числе: занятий Те Пр ор. акт . 2 1 1 1 Беседа Практическая работа 1 Практическая работа, беседа 4 Практическая работа 4 Практическая работа, беседа 2 Практическая работа 4 Практическая работа 4 Практическая работа 4 Практическая работа 1 Практическая работа 2 Практическая работа 20 изображение. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Композиция орнамента в полосе. Роспись стеклянного стакана. Трафаретная техника. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись керамической чашки. Техника свободной росписи и росписи в контуре. Роспись разделочной доски (новогоднего подарка). Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись керамической тарелки. Особенности композиции изображения на тарелке. Техника росписи непрозрачными красками Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись стеклянной банки. Трафаретная техника. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись бутылки. Техника росписи контуром. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись кувшина. Техника свободной росписи и способы украшения ее контуром. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Роспись вазы (стекло, керамика). Свободная роспись. Роспись объемных изделий из стекла и керамики. Составление эскиза и выполнение росписи керамического горшка. Укрывистая техника росписи Творческая работа. 21 Оформление работ. 2 2 22 Итоговое занятие. 2 2 12 13 14 15. 16 17 18 19 2 2 Практическая работа 4 4 Практическая работа 6 6 Практическая работа 2 2 Практическая работа 4 4 Практическая работа 4 4 Практическая работа 2 2 Практическая работа 2 2 Практическая работа 4 4 Практическая работа Практическая работа Практическая работа. Беседа. Оформление выставки. Итого 68 1.3.2 Содержание дополнительной программы занятий в кружке «Роспись по дереву, стеклу и керамике». Тема 2 года: «Витражная роспись. История создания (роспись по стеклу керамике). Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.. Тема 1. Краткие сведения из истории росписи по стеклу и керамике. Показ изделий, фотографий, альбомов с изображением различных изделий из стекла и керамики с росписью. Декоративно - прикладное искусство и его роль в жизни человека. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы на уроках. Материалы, инструменты необходимые для работы. Правила безопасности при выполнении росписи. Выход в краеведческий музей или картинную галерею (виртуальная). Тема 2. Знакомство с общими принципами композиции на изделиях из стекла и керамики. Особенности композиции изображения на плоскостных и объемных изделиях, их схожесть и различия. Достижение стилевого единства в работе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Практические работы: 1. Способы членения плоскости на части при выполнении статичных и динамичных композиций (зарисовка карандашом). 2.Зарисовка основных композиционных схем оформления плоскостных изделий (панно, зеркало, фоторамка) карандашом. 2.2. Раппортная композиция. Знакомство с общими принципами композиции на изделиях из стекла и керамики. Особенности композиции изображения на объемных изделиях. Теплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Практические работы: 1. Выполнение эскиза развертки орнамента на объемном изделии (чашки, бутылки, керамического горшка) на основе геометрического и растительного орнамента. 2. Выполнение в цвете разверток в теплой и холодной гамме 2.3. Особенности композиционного размещения изображения на плоскостных изделиях из стекла и керамики (панно). Особенности выбора сюжетов, цветовой гаммы и способов выполнения росписи в зависимости от используемых материалов и приемов (свободная роспись, роспись с контуром, прозрачная и не прозрачная роспись). Практические работы: Составление эскиза и выполнение в материале росписи панно на основе геометрического орнамента. Цветовая гамма холодная или теплая. Динамичная композиция. Техника безопасности работы с красками по стеклу и керамике; работе со стеклом и керамикой. 2.4. Составление эскиза и выполнение в материале панно на основе растительного орнамента. Цветовая гамма холодная или теплая, композиция статистичная. Симметрия или ассиметрия. 2.5. Составление эскиза и выполнение в материале панно на основе сюжетной композиции, с использованием изображений человека, животных. Цветовая гамма холодная или теплая, композиция ассиметричная. Тема 3. Особенности композиции орнамента на зеркале квадратной формы. Составление эскиза и выполнение в материале росписи зеркала различной величины в формате прямоугольника, квадрата. Роспись с контуром. Гамма холодная, теплая. Выбор темы на усмотрение учащегося. Тема 4. Композиционные особенности орнамента на зеркале круглой формы. Составление эскиза и выполнение в материале росписи зеркала различной величины в формате овала, круга. Роспись с контуром. Гамма холодная, теплая. Выбор темы на усмотрение учащегося. Тема 5. Составление эскиза и выполнение в материале росписи фоторамки. Техника свободной росписи и росписи в контуре. Цветовая гамма холодная, теплая. Орнамент растительный.. Тема 6. Копирование росписи изразца на керамической современной плитке. Монохромное изображение. Гамма холодная. Техника свободной росписи. Роспись просвечивающими красками. Тема 7. Копирование росписи изразца на керамической современной плитке. Полихромное изображение. Гамма теплая. Техника росписи в контуре. Роспись непросвечивающими красками. Тема 8. Выполнение росписи на стеклянном стакане. Особенности композиции изображения (в полосе, одиночное). Гамма холодная, теплая. Техника росписи по трафарету. Тема 9. Роспись керамической чашки. Техника свободной росписи, роспись в контуре. Гамма холодная, теплая. Роспись керамической тарелки. Цветовая гамма теплая, холодная. Техника росписи непрозрачными красками с контуром. Особенности композиции узора на тарелке Тема 10. Роспись стеклянной банки (с крышкой). Цветовая гамма смешанная. Свободная роспись. Роспись через трафарет. Тема 11. Роспись бутылки. Особенности композиции орнамента на бутылке. Техника росписи контуром. Гамма холодная, теплая. Тема 12. Выполнение росписи кувшина. Особенности композиции узора на кувшине, его ручке. Гамма холодная и теплая. Техника свободной росписи. Способы украшения росписи контуром. Тема 13. Роспись вазы (стекло, керамика). Особенность композиции узора в зависимости от материала и формы предмета. Техника росписи свободная. Тема 14. Составление эскиза и выполнение росписи керамического горшка. Орнамент растительный, геометрический. Цветовая гамма холодная, теплая. Укрывистая техника росписи: мазок, однородная заливка плоскости. Тема 15. Выполнение эскиза для росписи изделия из стекла и керамики. 2. Роспись изделия по эскизу с использованием любой техники по выбору учащегося. Тема 16. Проведение выставки. 3. Условия реализации программы 3.1. Материально- техническое обеспечение. - компьютер, проектор, экран, принтер, диски с записями обучающих элементов, диски с презентациями работ художников, диски с записями виртуальных экскурсий. - канцелярские принадлежности, гуашь, акриловые краски, карандаши, контуры, стеклянные и деревянные изделия, кисли поролон, ватные палочки. Мебель кабинета – столы, стулья, столик для моделей, шкафы, выставочный столик, шкаф для хранения оборудования. Кадровые условия: Программа реализуется на базе МОУ Батаканская СОШ, педагогом, учителем ИЗОИлимузиной О.П. Формы аттестации. Отзывы детей и родителей, наблюдение педагога, анализ готовых работ, выставки, конкурсы. В конце учебного года проводится выставка работ учащихся. Используются следующие формы подведения итогов реализации программы: выставка, конкурс, ярмарка. 2.4 Методические материалы. Теоретические занятия: Беседы, дискуссии. Приемы: устное изложение, беседа, диалог, урок вопросов и ответов, работа с изобразительными материалами, творческие работы. Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, индивидуально-фронтальный, проблемное изложение. Практические занятия: традиционные занятия, работа в парах, группах, беседы, дискуссии; Приемы: беседа, показ педагогом, работа по образцу и самостоятельная творческая работа учащихся, творческие домашние задания, викторины, кроссворды, сообщения учащихся, работа с литературой. Технологии применяемые на занятиях: критическое мышление, развивающие обучение, ИКТ, индивидуально- деятельный подход. 3.Воспитательная программа данной рабочей программы по ДОП. Цель воспитания: личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: -реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; -реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; -вовлекать обучающихся в кружки, в школьное объединение Лидер 21 века, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; -использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися; -инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; -организовывать профориентационную работу с обучающимися; -развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; -организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. -организовывать экскурсии, походы; -использовать возможности школьного музея в развитии духовно-нравственного воспитания. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. Особенности реализации воспитательной программы МОУ Батаканская СОШ заключаются в следующем: В процессе проведения занятий по программе практические и теоретические занятия связывать с реализацией воспитательных мероприятий по тематике соответствующей теме занятия. Календарный план воспитательной работы № Дела, события, практики, мероприятия. Участники Дата проведения Ответственные 1 Оформление школы к 1 сентября Группа кружка 1.09 Илимузина О.П. 2 Оформление актового зала к Дню учителя Группа кружка 5.10 Илимузина О.П. 3 Изготовление сувениров к Дню Отца Группа кружка Оформление актового зала к Дню Матери, изготовление сувениров Группа кружка 5 Оформление актового зала, коридоров к Новому году Группа кружка В течение декабря Илимузина О.П. 6 Приходите в наш дом. Группа кружка 20 по 31 января Илимузина О.П. 4 20.10 Илимузина О.П. Классные руководители 27.11 Илимузина О.П. Классные рководители Выставка творческих работ в школе. 7 8 9. Красникова Е.В. Оформление актового зала и изготовление поздравительных газет к 23 февраля. Группа кружка Оформление актового зала и изготовление сувениров к 8 марта Группа кружка Оформление школы к празднику 9 мая. Группа кружка 21 февраля Илимузина О.П. Классные руководители 7 марта Илимузина О.П. Классные руководители В течение апреля Илимузина О.П. Комарова И.В. Епифанцева Ю.А. Данилова Л.Н. 10 Оформление актового зала к Последнему звонку Группа кружка 11 Творческая выставка в конце года. Группа кружка 12 Участие в конкурсах района и края согласно плану. Группа кружка 25 мая Илимузина О.П. Классный руководитель 30-31 мая. Илимузина О.П. Илимузина О.П. Календарный план проведения мероприятий № Название мероприятия Форма проведения Сроки проведения 1 Торжественная линейка 1 сентября День Знаний линейка 1.09 2 Спасибо Нашим учителям! Концерт 5.10 3 День Отца Видеопоздравления, спортивный 20.10 праздник. 4 День Матери .Мама, Мамочка, Мамуля! концерт 27.11 5 Новый год к нам мчится! Новогодний денсбатл 27.12 6 «Приходите в наш дом» Выставка 7 Есть такая профессия-Родину защищать. Фестиваль патриотической песни 21.02 8 «Жемчужина нашей школы» Концерт 7.03 9. 9 мая . «Победный май» Концерт. 09.05 10 Последний звонок Торжественная линейка. 4. Список литературы: 1. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., Дрофа .2009.-189с. 2. Барышников А.А. Основы композиции . –М.: Белый город, 2009.-346с. 3. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. –СПб.:Питер, 2012.-245с. 5. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.-156с. 6. Городецкая роспись. Электронный ресурс. Режим доступа http://shtih-33ucoz/ru 7. Горяева НА., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник. М., 2000. 5. Жегалова С.А и др. Пряник, прялка и птица Сирин. М.,Дрофа, 2012.-87с. 6. Журавлёва Л.С. Резное и расписное дерево. –М.: Пргресс. 2010.-205 с. 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 8. Мелик-Пашаев АА. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. 9. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987. 10. Миловский А. Народные промыслы России. М., 1994. 11. Народные художественные промыслы России: Альбом / Авт.-сост. П.И. Ут-кин. М., 1984. 11. Некрасова М. А. Народное искусство России. М., 1989. 12. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М., 1987. 13. Неменский Б.М. Познание искусством. М., 2000. 14. Полунина В.Н. Одолень-трава. М., 1987. 15. Ребенок. Искусство. Учитель: Методическое пособие для учителей искусства. Информ. бюллетень «Непрерывное художественное образование». 1999—2002, № 1—10. 16. Русский сувенир: Альбом. /Авт.-сост. М.Г. Черейская. — Л., 1978. 17. Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея: Альбом. / Ред.- сост. И.Я. Богуславская. — Л., 1984. 18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999. 19. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 20. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М., Владос, 2002. 21. Рабочие тетради по различным видам росписи по дереву. Литература для родителей и детей 1. Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс» Ростов на Дону «Феникс», 2001 г. 2. Скребцова. Т.О., Данильченко Л.А.. Фантазии со стеклом: витражи, картины, роспись. Ростов на Дону «Феникс», 2001 г. 3. Браиловская Л.В. «Арт - дизайн: красивые вещи «hand made» Изд. 3е. Ростов на Дону «Феникс», 2001 г. 4. Расписываем керамику: пер. с англ. Диана Фишер. М.:АСТ: Астрель, 2005 г 5. Седман Э. «Роспись по стеклу»: Практическое руководство. Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2008 г. 6. Дарья Люцкевич Роспись по стеклу М.: Эксмо, 2007 г. 7. Дзакаария Д. Декорируем стеклом: предметы интерьера, витражи. Пер. с итал. М.: Издательство «Ниола - Пресс», 2007 г. 8. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. Альбом. Издательство «Изобразительное искусство» М. 1976 г.