МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 673642 Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Батакан, ул. Центральная, 30 olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru ОГРН 1027500744754, ИНН 7504001461, КПП 750401001 Принята На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2023 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Утверждаю Директор МОУ Батаканская СОШ Приказ № 60 от 30.08.2023г. ___________/О.Ю. Коренева/ Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET="ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:08:12 Foxit Reader Версия: 9.7.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности школьный театр Возраст участников: 9 - 16 лет Срок реализации: 1 год (34 часа) Автор составитель: Ожегова Л.Г. с. Батакан, 2023г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка …………………………………………….. 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………… 1.3. Планируемые результаты ………………………………………… 1.4. Содержание программы………………………………………….. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Тематическое планирование ……………………………………….. 2.2. Условия реализации программы …………………………………… 2.3. Методические материалы ………………………………………….. 3. Комплекс форм аттестации 3.1. Формы аттестации ………………………………………………….. Список литературы ……………………………………………………. 3 3 4 5 6 8 12 12 13 13 1.1. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629), Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06), Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год), Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), Устав МОУ Батаканской СОШ; - Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный. - Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень. - Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы: В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Эту идею выдвигвал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!" - Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. 1.2. Цель и задачи программы - Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы: Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: 1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства. 2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. 3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи. 4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья. 5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству. 6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра. 7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. 8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях. 9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству. - Адресат программы: программа расчитана на школьников 7 – 16 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется. - Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: Объем программы – 34 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 1 часу в неделю. - Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий: Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники. Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. 1.3. Планируемые результаты и диагностика Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностные результаты. У учеников будут сформированы: ٠этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; ٠осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития; ٠формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ٠формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ٠развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ٠формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ٠умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Предметные результаты. Учащиеся научатся: ٠выполнять упражнения актёрского тренинга; ٠строить этюд в паре с любым партнёром; ٠развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; ٠видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; ٠сочинять этюды по сказкам; ٠умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ٠правильно выполнять цепочки простых физических действий. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ٠понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ٠планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; ٠осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; ٠анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: ٠пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; ٠понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ٠проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: ٠включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ٠работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ٠обращаться за помощью; ٠формулировать свои затруднения; ٠предлагать помощь и сотрудничество; ٠слушать собеседника; ٠договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; ٠формулировать собственное мнение и позицию; ٠осуществлять взаимный контроль; . адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. Система поощрений: благодарственные письма кружковцам и их родителям; дипломы за актерское мастерство; творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей. 1.4. Содержание программы Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя. Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление. Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля: - выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми; - деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; - работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; - поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; - создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов; - переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; - работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; - репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением; - рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля; - назначение ответственных за смену декораций и реквизита; - премьера спектакля; - повторные показы спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра. Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Тематическое планирование № п/п 1 Количество часов Название раздела, темы «Основы театральной культуры» теория практика 1 0 2 3 4 5 «Театральная игра» «Ритмопластика» «Культура и техника речи» «Выразительные средства в театре» 1 1 5 4 5 4 6 «Работа над спектаклем» 2 7 7 «Подведение итогов» Итого 4 5 29 Формы аттестации, диагностики, контроля Собеседование Презентация Исполнение роли Спектакль Творческий отчет № 1 2 3 4 КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование раздела; Объем Форма Форма темы раздела; темы часов занятия аттестации занятия (контроля) «Основы театральной культуры» 1 ч Вводное занятие 1 Вводное занятие Устный опрос. Педагогическое Беседа-знакомство с миром театра. наблюдение «Театральная игра» 5 ч Тренинг творческой 1 Тренинг психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. Развитие актерского 1 Практикум Педагогическое внимания наблюдение. Выполнение практического задания Воображение и фантазия 1 Тренинг – источник творческой духовности человека. 5 Создание первых этюдовзарисовок 1 Практикум 6 «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. 1 Практикум 7 8- Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и «Ритмопластика» 4 ч 1 Практикум 2 Практикум Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Дата по плану Дата по факту 10 11 12 13 14 15 16 17 законченность). Что значит чувствовать партнера на сцене. Учимся взаимодействию 1 Практикум Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания «Культура и техника речи» 6 ч Тренинг по сценической 1 Тренинг Педагогическое речи (артикуляционная наблюдение. гимнастика, дикционные Выполнение упражнения). практического задания Действия с 1 Час открытия Педагогическое воображаемыми нового знания наблюдение. предметами Выполнение практического задания Работа с литературным 1 Практикум Педагогическое текстом (словесное наблюдение. действие, логика речи, Выполнение орфоэпия). практического задания Что такое «сценическая 1 Практикум площадка»? Умение «распределиться по сцене» Что такое «сценическая 1 Практикум Что такое площадка»? Умение «сценическая «распределиться по площадка»? сцене» Умение «распределиться по сцене» Взаимодействие с 1 практикум Педагогическое партнером наблюдение. Выполнение практического задания «Выразительные средства в театре» 5ч Многообразие 1 Комбинированно Педагогическое выразительных средств в е занятие наблюдение. театре: Выполнение драматургия; практического декорация; задания костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление 18 Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление Многообразие выразительных средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление Создание декоративнохудожественного оформления. 1 Комбинированно е занятие Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания 1 Комбинированно е занятие Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания 1 Практикум 21 Создание декоративнохудожественного оформления. 1 Практикум 22 Создание декоративнохудожественного оформления. 1 Практикум Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания Педагогическое наблюдение. Выполнение практического задания 19 20 23 24 25- 26 27 28 Работа над спектаклем 9 ч Работа над спектаклем: 1 Комбинированно как создается спектакль. е занятие Знакомство со сценарием; 1 Комбинированно характеры и костюмы; е занятие чтение по ролям, работа над дикцией. Работа над дикцией. 2 Комбинированно Разучивание ролей, е занятие вхождение в образ, исполнение роли. Создание афиши и 1 Комбинированно программки, е занятие музыкальное оформление. Развиваем актерское 1 Комбинированно мастерство. Репетиция. е занятие Развиваем актерское 1 Комбинированно Исполнение роли Исполнение роли Исполнение роли Исполнение роли Исполнение роли Исполнение 2930 31 32 33 34 мастерство. Репетиция. Развиваем актерское мастерство. Репетиция. Показ театрального представления: в школе для учащихся и учителей Показ театрального представления: для родителей. Показ театрального представления на районном смотре. Анализ проделанной работы.. е занятие Комбинированно е занятие «Подведение итогов» 4 ч 1 Презентация 2 роли Исполнение роли Спектакль 1 Презентация Спектакль 1 Презентация Спектакль 1 Обобщение Творческий отчет Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями. Технические средства: проектор для демонстрации презентаций; компьютер с доступом в Интернет; Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером. Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD. Ресурсное взаимодействие Условия информационных ресурсов школы ограниченны. Нашим партнером в этом направлении является МБУК Газимуро-Заводский ДК. Методические материалы Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы обучающихся: ● фронтальная форма - для изучения нового материала, информация подаётся всей группе из 10 человек; ● индивидуальная форма - самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять процесс в нужную сторону; ● групповая форма помогает педагогу, сплотить группу общим делом, способствует качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах (3-5 человека) Приемы и методы Методы обучения: словесные (лекции – беседы), наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков и их анализ), практические методы (представление творческих отчётов, презентаций) Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.) Обеспечение программы методическими видами продукции Формы аттестации Оценочные материалы Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль. Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами первичной диагностики является собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка, уровня его артистичных данных. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: защита творческих работ. Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: театральная постановка. Данная работа позволяет реализовывать желание подростков самоутвердиться, способствует развитию творческих способностей. Участие воспитанников в районных, краевых мероприятиях творчесской направленности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. - Основной: 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г. 5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г. 6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г. 7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г. 8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г. 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г. - Дополнительный: 1. http://dramateshka.ru/ 2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo