Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 673642 Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Батакан, ул. Центральная, 30 olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru ОГРН 1027500744754, ИНН 7504001461, КПП 750401001 Принята На заседании педагогического совета «31» августа 2023 г. Протокол № 1 от 31.08.2023 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА Я ШКОЛА Утверждаю Директор МОУ Батаканская СОШ Приказ № __ от 31.08.2023г. ___________/О.Ю. Коренева/ Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET="ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:09:14 Foxit Reader Версия: 9.7.2 Центр естественно-научного профиля «Точка роста» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественно-научной направленности «Физика в экспериментах» Возраст участников: 12-16 лет Срок реализации: 1 год (34 час) Автор-составитель: Верхотуров Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования с. Батакан, 2023г 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. Цель и задачи программы……….……………………………………… Планируемые результаты……...……………………………………….. Содержание программы ……...……………………………………...…. Тематическое планирование………………………………………...…. Календарный учебный график…………………………………………. Условия реализации: Методические……………………………………………………………. Оборудование……….…………………………………………………… 8. Формы аттестации …..………………………………………………….. 9. Список литературы……………………………………………………... 10. Приложения……………………………………………………………... 3 4 5 6 12 13 13 13 13 13 2 1.Пояснительная записка Программа дополнительного образования естественно научного направления «Физика в экспериментах» составлена на основе: - Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273 ФЗ, ст.47 п.4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1.п.1- п.8, ст.42. - Письма Миноборонауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. -Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (уст. 7 декабря 2018 г.) -Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». -Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеская спортивная школа» Газимуро- Заводского района. - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ 1.1 Особенность данной программы состоит в том, что кружок «Физика в экспериментах» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. 1.2 Актуальность программы – данная программа позволяет детям с помощью опытов и экспериментов познать окружающий нас мир, объяснять физические явления, делать выводы, а оборудование центра «Точка роста» позволяет делать, фиксировать и обрабатывать точные измерения, с помощью цифрового оборудования «Релеон лайт». С помощью этой программы обучающиеся получат возможность различную исследовательскую деятельность естественно научной и технологической направленности. Адресат программы, - школьники 7-9 классов, возраст 12-16 лет. При сетевом взаимодействии – это обучающиеся Батаканской СОШ, Буруканской ООШ, Зеренской ООШ. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на один год. Реализуется в течение всего учебного года. Форма проведения очная. Состав группы постоянный (за исключением обучающихся Буруканской и Зеренской ООШ). Периодичность и продолжительность занятий: один час в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Программа кружка рассчитана на 34учебных часа. 2.Цель и задачи. Цель: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта 3 индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации. Задачи: 1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. 2. Личностные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. 3. Метопредметные: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с оборудованием, научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения. 3.Планируемые результаты Образовательные: · научатся планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств; · научатся составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; · научатся формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т, п.); · научатся выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов; · научатся составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме; · научатся оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; научатся правильно пользоваться научнотехническим оборудованием, литературой, справочниками; Метапредметные: · разовьют конструкторское мышление; · расширят исторические познания · научаться выполнять обобщенный алгоритм проектирования · научатся искать необходимую информацию самостоятельно; · приобретут умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов; Личностные: · приобретут навык работы в команде; научатся конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования ; научатся доводить начатое дело до конца и нести ответственность за выполненную работу; станут более аккуратными и трудолюбивыми. Особые условия проведения Требование к уровню подготовки учащихся Обучающиеся должны знать и уметь: · собирать установки для экспериментов; · описывать физические явления и процессы; · измерять температуру, массу, объем, расстояние; · представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, рисунков; · объяснять результаты наблюдений и экспериментов; · выполнять расчеты с помощью калькулятора; · искать информацию в интернете; · пользоваться справочником 4 Исследовательская деятельность ученика заключается в сборе и обработке информации по теме своего проекта, проведении эксперимента, в умении планировать логическую цепочку проекта, анализировать результат выполненной работы и представлять свою работу на защите проектов. Ожидаемые результаты обучения. Ожидаемыми результатами являются развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности; получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования. Виды деятельности: Занимательные опыты по разным разделам физики; Применение ИКТ; Занимательные экскурсии в область истории физики; Применение физики в практической жизни; Наблюдения за явлениями природы. Способы проверки результатов. В начале каждого занятия обсуждается объем работы, который нужно выполнить на данном занятие. Работы учащимся разрешается заканчивать дома, при соблюдении техники безопасности.. Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Итог подводит руководитель, но в обсуждение работ вовлекаются ученики, что получилось, что не удалось, как усовершенствовать, дается устная характеристика каждой работе. В конце года организуется выставка выполненных учащимися проектов, проводится обсуждение выставки с участием учащихся, педагогов, родителей, гостей. Форма проведения занятий кружка: занятия проводятся в виде бесед, лекций, самостоятельной работы учащихся по конструированию приборов и технических устройств, лабораторных работ по изготовлению самодельных приборов. 2.1 Учебный план. Количество часов № раздела / темы Наименование разделов и тем 1 2 4 5 Введение Механические явления Тепловые явления Кристаллы 1 5 1 2 1 1 6 Давление 4 7 8 9 Выталкивающее действие в жидкости и газе Световые явления Электрические явления теория Формы аттестации контроля практика Всего Журнал ТБ 1 4 1 1 Проект кристаллы 1 3 Проект барометр 2 2 2 3 2 2 1 5 Формы аттестации контроля Количество часов № раздела / темы 10 Наименование разделов и тем 13 14 Всего Физика дома Поверхностное натяжение Статика Занимательные опыты № заня тия Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Основы эксперимента. 2 3-4 практика Всего 3 Магнитные явления 11 12 теория 1 2 Создание электромагнита 2 2 2 2 1 6 34 1 5 27 1 7 5.Тематический план Используемый наглядный материал Правильность формулировки цели эксперимента. 1 опыт: графин с водой, бумага. 2 опыт: бутылка с широким горлышком, бумага, круто сваренное очищенное яйцо. 3 опыт: стакан с водой, монета. Оборудование «Точка роста» Видеоролик Кол -во час ов все го тео рия Практ ика Формы занятий 1 0,5 0,5 Опыты 1 экспери мент 1 экспери мент Механические явления Инерция Эксперимент 1: ученическая 1 линейка, 2 кольца, указка. Эксперимент 2: Оборудование «Точка роста» Инерция Эксперимент1:две длинные деревянные рейки, два бумажных кольца. Эксперимент 2: Оборудование «Точка роста» и грузики различной массы. Центробежная сила Эксперимент 1: детское ведро с 2 водой с привязанной к нему веревкой. Эксперимент 2: Оборудование «Точка роста», мешочек под оборудование крепкая нить. Равновесие Эксперимент 1: пластилин, семечко подсолнуха, спички, перышки, проволока. 1 Экспери мент 6 Эксперимент 2: картон неправильной формы, нить, штатив, линейка, толстая иголка, Эксперимент 3: яйцо куриное сырое. Оборудование «Точка роста» 5 Поверхностное Эксперимент 1: лист бумаги, натяжение ножницы, стакан с водой, капля масла, или мыльный раствор.. Эксперимент 2: бокал с водой, булавки или скрепки. Эксперимент 3: детская игрушка для выдувания мыльных пузырей, небольшая проволочная рамка разных форм, мыльный раствор с добавлением глицерина. Оборудование «Точка роста» Реактивное движение Эксперимент 1: воздушные шарики. Оборудование «Точка роста» 6 Волны на поверхности Эксперимент 1: большая ванна жидкости с вертикальными стенками, заполненная водой. Оборудование «Точка роста» I. Тепловые явления 7 Способы теплопередачи Эксперимент 1: тонкий картон, источник тепла (светильник, плитка), спица, воткнутая в пробку. Оборудование «Точка роста» Способы теплопередачи Эксперимент 1: Оборудование «Точка роста», пластелин, спиртовка, спички. II. Кристаллы 8-9 Кристаллы Практическое изучение кристаллов, полученных заранее в домашних условиях.Соль, вода. III. Давление 10 Давление твердых тел Эксперимент 1: тетрадный лист в клетку, карандаш, формула для расчета давления твердого тела (p=mg/s, где p –давление, m-масса, s-площадь). Оборудование «Точка роста», весы, игла, лупа. Эксеримент 2 : весы воздушный шар широкая доска 11 Давление жидкости Эксперимент 1: стеклянная 1 1 экспери мент 1 1 экспери мент 1 1 экспери мент 1 исследо вание 1 1 Экспери мент 1 1 экспери 2 1 7 1213 1415 трубка большого сечения, картон, сосуд с водой, нитка. Эксперимент 2: сосуды разной формы, но с одинаковыми отверстиями, большой сосуд с водой, бумажный кружок, метки. Эксперимент 3: Цифровая лаборатория «Точка роста», сообщающиеся сосуды, датчик давления. Пластиковая бутылка с водой и с отверстиями. Давление газа Эксперимент 1: медицынский 2 шприц с водой Эксперимент 2: стеклянная чашка с водой, кусочек пенопласта, кусочек сахарарафинада, стеклянная банка. Цифровая лаборатория «Точка роста» Эксперимент 3: воронка с отверстием, сосуд с водой. Атмосферное давление Эксперимент 1: стакан с водой, лист бумаги. Цифровая лаборатория «Точка роста» Эксперимент 2: бутылка из-под кетчупа, сваренное яйцо, бумага, спички. Эксперимент 3: стакан и сосуд с водой. IV.Выталкивающее действие жидкости и газа Выталкивающее действие Эксперимент 1: яйцо или 2 жидкости средних размеров картофелина, сосуд с чистой водой, соль. Цифровая лаборатория «Точка роста», грузы различной массы и объёма, мензурка с водой, динамометр Эксперимент 2: кусочки пластилина, ванна с водой. Эксперимент 3: Взять разные предметы, помещая в воду, проверить, тонут они или плавают, и вычислить объёмы предметов по количеству вытесненной ими воды. Выталкивающее действие Эксперимент 1: папиросная газа бумага, ножницы, нитки, легкий грузик. Эксперимент 2 : гелиевый шар мент 1 экспери мент 1 Экспери мент 1 экспери мент 1 экспери мент 8 16 Образование полутени тени Отражение света Оптические приборы 17 Оптические иллюзии 18 Электризация 1920 Электрические цепи 21 Магниты и взаимодействие Фокусы с магнитами V. Световые явления и Эксперимент 1: настольная лампа с круглым плафоном (Солнце), маленький шарик на подставке (Луна) и шарик побольше (Земля). Эксперимент 1: лазерная указка, зеркало, вода. Эксперимент 2: стакан с водой. Эксперимент 3: монета, чайная чашка, вода. Эксперимент 1: лупа или линза в оправе. Эксперимент 2: бинокль. Эксперимент 3: телескоп. Эксперимент 1: обман зрения. Окно, смартфон. VIII. Электрические явления Эксперимент 1: плоская пластмассовая расческа или линейка, кусочки бумаги, тонкая струйка воды, собственные волосы. Эксперимент 2: гильза из фольги, подставка, стеклянная палочка. Эксперимент 3: бумажное полотенце, 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев, воздушный шарик, шерстяной свитер. Эксперимент 4: два воздушных шарика. Оборудование «Точка роста» «Электризация» Цифровая лаборатория «Точка роста» IX.Магнитные явления их Эксперимент 1: два магнита полосовых, дугообразный магнит, железные опилки, лист бумаги. Эксперимент 2: магнит, иголка, блюдце, вода. Цифровая лаборатория «Точка роста» Датчик магнетизма Эксперимент 1: картон, тонкая палочка, булавка, магнит. Эксперимент 2: медная трубка, неодимовый магнит 1 1 экспери мент 1 1 экспери мент 1 1 экспери мент 2 2 Лаборат орная работа 1 1 Экспери мент 9 22 23 2425 Оборудование «Точка роста» Динамик из пластиковых При помощи магнита, тарелок проволоки и пластиковых тарелок можно изготовить вполне функционирующий динамик. Компас из Одну половину иглы, лежащую намагниченной иглы на на бумажном круге на воде, воде намагнитить одним полюсом магнита, а вторую противоположным, то бумажный круг станет компасом. Магнитные танцы Опыт иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью. опыты с магнитным Мяч для настольного тениса отталкивается от магнита. полем http://simplescience.ru/vide Видео опыт приложение o/magnet_and_grapes_exp Физика 10 класс eriments_with_magnetic_fi eld/ X. Физика дома Физика на кухне Эксперимент 1: коктельные трубочки, пластиковые одноразовые стаканы, вода (сифон) Физика на кухне Эксперимент 1: оборудование «Точка роста», термоэлемент, электрочайник (мощность) 1 Исследо вание 1 1 Опыт 2 Исследо вание Магнитная пушка 26 Опыт иллюстрирует, как отрицательное изменение магнитной потенциальной энергии провоцирует положительное изменение кинетической энергии стальных шариков. Видео опыты в Ютуб. Оборудование «Точка роста» XI.Поверхностное натяжение Упрямый шарик и Опыт иллюстрирует действие поверхностное натяжение сил поверхностного натяжения. Если налить воду в стакан до самого верха, образуется сферическая шапка, к центру которой стремится теннисный шарик. Струя воды, теннисный шарик на нити Мыльный ускоритель Маленькая капля мыльного раствора может послужить 1 1 1 Опыт 10 27 28 2930 «топливом» для лодочки и прокатить ее с ветерком. Поверхностное Нитка катается по поверхности натяжение и нитка мыльной пленки словно по льду и не падает даже в вертикальном положении. Электрический ритм Опыт демонстрирует, как статическое электричество может привести в движение металлический предмет. Опыт иллюстрирует свойства Электроскоп своими статического электричества и руками электропроводность некоторых материалов. XII. Статика Ватное облако Опыт показывает возможность уравновешивания силы тяжести, действующей на тело, силой электрического поля. Струи воды и статика Опыт демонстрирует, как при помощи статического электричества можно изменить направление водяных струй. «Не замочив рук» «Подъем тарелки мылом» Воздушный шарик, хлопья и статическое электричество «Волшебная вода» «Тяжелая газета» 31 «Нервушаяся бумага» «Несгораемая нитка» 32 «Вода кипит воздушном шаре» Давление воздуха XIV.Занимательные опыты Оборудование: тарелка или с блюдце, монета, стакан, бумага, спички. Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла. Шарик заряжается статическим электричеством когда его трут о шерстяную поверхность. После этого к нему притягиваются овсяные хлопья. Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги. Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр. Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли. в Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, воздушный шар, спиртовка, спички. Оборудование: вода, стакан 1 1 Опыт 1 1 Опыт 1 Опыт 1 1 Экспери мент 1 1 экспери мент 2 1 11 33 34 гранёный, лист бумаги, небольшое стекло, пипетка, предметы на присоске, монета, тарелка. «Несгораемая нитка» Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить «Вода кипит в вымоченная в насыщенном воздушном шаре» растворе поваренной соли. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, воздушный шар, спиртовка, спички. Маятник Оборудование: бечевка, шайба, ножницы, линейка, клейкая лента, стол, тяжелая книга, секундомер или часы с секундной стрелкой, помощник. Оборудование «Точка роста» Исследование движения Оборудование «Точка роста» тела по окружности 1 1 экспери мент 1 1 Лаборат орная 6. Календарный учебный график Дата начала занятий – 1 сентября, с 1-30 августа запись детей в кружок. Учебных недель 36, включая школьные каникулы. Занятия проводятся по средам начало в 15:00, продолжительность 45 минут. Содержание 1.Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Основы эксперимента. 2.Механические явления – изучение механических явлений через проведение экспериментов с объяснением результата 3.Тепловые явления- изучение тепловых явлений их свойств с помощью опытов 4.Кристаллы – выращивание кристаллов в домашних условиях 5.Давление- экспериментальное подтверждение закона Паскаля, изучение давления твердых тел 6.Выталкивающее действие жидкости и газа- изучение закона Архимеда на практике 7.Световые явления- экспериментальное подтверждение геометрической оптики 8.Электрические явления- проведение лабораторных работ с помощью оборудования «Релеон лайт» 9.Магнитные явления- создание электромагнита, изучение магнетизма, исследование с помощью оборудования «Релеон лайт» 10.Физика дома- проведение простых опытов с помощью подручных средств. 11.Поверхностное натяжение- изучение явления, способы использования в быту. 12.Статика- исследование влияния статического электричества на нашу жизнь 13Занимательные опыты- проведение опытов повышающих интерес к техническим специальностям и к изучению физики. 7.Условия реализации: Методические - методическое пособие по использованию оборудования «Релеон лайт» Оборудование -Кабинет «Точка роста» физика -набор оборудования «Релеон лайт» 12 -Набор оборудования «лабораторные ОГЭ по физике» -ноутбук-3 шт. -набор для подготовки к ОГЭ по физике №1, №3, №5. 8.Формы аттестации Участие в проектной деятельности. Защита проектов – внутришкольный этап. 9.Список информационных ресурсов: -Для педагогов: Основная литература: Дополнительная литература: Б) Для детей и родителей: 13