Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» Муниципальное общеобразовательное учреждениеБатаканская средняя общеобразовательная школа Принята На заседании педагогического совета «___» августа 2023 г. Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Утверждаю Директор МОУ Батаканская СОШ Приказ № 60 от 30.08.2023г. ___________/О.Ю. Коренева/ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА C=RU, S=Забайкальский край, STREET=" ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНDN: ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, БАТАКАНСКАЯ ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Я являюсь автором этого документа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОснование: Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:09:50 АЯ ШКОЛА Foxit Reader Версия: 9.7.2 Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА туристско-краеведческой направленности «Хранители времени» Возраст участников: 9 - 16 лет Срок реализации: 1 год (34 часа) Базовый уровень Автор составитель: О.Ю. Коренева с. Батакан, 2023г. Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий. Календарно-тематический план Условия реализации программы. Формы аттестации Оценочные материалы Методические материалы Список литературы 3 5 5 7 8 10 10 11 12 12 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хранители времени» (далее программа) имеет туристско-краеведческую и разработана для детей9-16 лет. Программа направлена на формирование и развитие интереса личности к познанию и творческой деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного коллектива; на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве преемника в эстафете поколений. Данная программа формирует компетенции, которые позволят обучающимся в будущем воспитать уважение к историческому наследию, культуре, традициям изучаемого края; воспитать человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391), Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06), Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06, Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год), Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207), Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), Устав МОУ Батаканской СОШ; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях туристскокраеведческой направленности и спецификой работы учреждения. Основными направлениями работы кружка «Хранители времени» на базе школьного музея являются: 1. История школы. 2. История села, района, края. 3. Военная история родного края Актуальность данной программы заключается в развитие потребности личности к познанию и творческой деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного коллектива. Школьникам в рамках краеведения прививается любовь к малой Родине, в данном случае к своему селу, району, краю. Такой подход определяется общегосударственным заказом, жизненно необходим для устойчивого общественного развития. Отличительной особенностью программы является использование широкого спектра методов для приобретения практических навыков работы с фондом школьного музея, чего раньше не было, взаимосвязь с районным музеем. Использование информационных технологий для виртуального посещения музеев края, страны. Данная программа разработана в конкретных условиях деятельности школьного музея и рассчитана на решение конкретных задач школьного коллектива МОУ Батаканская СОШ: создание условий для стимулирования творческого и научно-исследовательского интерес школьников, реализации проектной деятельности, проведения исторических и краеведческих игр, фестивалей и встреч с интересными людьми нашего села, района. В системе воспитательной работы школы музей берёт на себя решение задачи повышения социальной значимости личности, является центром воспитательной работы школы. Адресат программы В кружке занимаются обучающиеся 5-9 классов, по желанию привлекаются дети 3-4 классов. Средний возраст детей от 10 до 16 лет, когда для детей актуально собственное становление как личности, реализации своего потенциала. Количество детей в группе – 10 человек. По возрастному составу группа является разновозрастной. Комплектование групп проводится в первую неделю сентября. Приём детей в кружок осуществляется по их желанию. Объем и сроки освоения программы Распределение учебного времени по годам обучения: Периодичность в Кол-во часов в Кол-во часов в Год обучения Продолжительнос ть занятия неделю неделю год 1 год обучения 1 час 1+1* раза в неделю 1 час 34 часа 1* час в две недели выносится на научно-исследовательскую деятельность и подготовку к проектам и конкурсам. Основной формой занятий является очная, но также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс предполагает проведение аудиторных и выездных занятий. Аудиторные занятия проводятся в помещении музея, приспособленном для проведения занятий. Аудиторные занятия предполагают проведение учебных занятий, включающих теоретические и практические занятия; проведение учащимися экскурсий в рамках школьного музея. Выездные занятия проводятся главным образом в каникулярное время и предполагают учебные экскурсии в музеи района и окрестности сел. Предполагается проведение встреч с интересными и выдающимися людьми; проектная и исследовательская деятельность по темам; создание видеопрезентаций по темам, связанным с тематикой школьного музея; оформление выставок в соответствии с тематикой года; обновление экспозиций музея. Режим занятий. Занятия кружка проводятся в свободное от уроков время, в первой половине дня два раза в неделю. Продолжительность занятия 1 час с 10 минутным перерывом. 2. Цель и задачи программы Цель: Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Задачи: Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме; Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; Образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к краеведению, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций в области музееведения. Примеры употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач: акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать, обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать, побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др № п/п 1. 2. 1 2 3.Содержание программы Учебно-тематический план Название раздела темы Кол-во Форма часов организации занятий Музееведение как специальная дисциплина Основные направления музейной деятельности Научно-фондовая работа. Комплектование фондов Учет экспонатов. Хранение. всего Теория 1 1 12 3 9 2 1 1 Лекция 2 интерактивная деятельность Беседы, практическое занятие исследовательская деятельность, конференция 2 Практика Лекция 3 Экспозиционная деятельность 3 1 2 4 Научно-исследовательская работа 5 1 4 3 1 Основная деятельность Моя семья и родной край. 12 2 5 1 7 1 2 История села – частица истории края. Наша школа в истории края 2 1 1 2 1 1 3 1 2 3 4 О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой). Формы аттестации (контроля) Творческая работа Мини тестирование Работа с экспозицией конкурс Участие в школьном конкурсе "Мой край" Конкурс рисунков Беседа Стенд "Они Творческая работа работали в нашей школе" Творческая работа Участие в Презентации конкурсе "Знаменитые люди нашего 5 4 1 2 3 5. Литературная гостиная Военная слава земляков села" 3 1 2 Проектно-прикладная работа Создание виртуального музея «Хранители времени», подборка и систематизация материала Создание визитки музея 8 1 7 Проведение экскурсий в залах музея Подведение итогов 5 1 1 1 34 11 Итого: Презентации к 76 летию Победы ВОВ "Они погибли, чтобы жили мы" Проекты 2 2 практическое занятие 1 1 проектная деятельность Экскурсия 4 Публичное выступление Оценка экскурсоводов Итоговый контроль 23 Содержание обучения Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина – 1 час. 1. Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура музееведения. 2. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее занятие: Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России. Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись. Раздел 2. Основные направления музейной деятельности – 12 часов. 1. Научно-фондовая работа. Теоретические основы. Фонды музея, их структура и научная организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. Структура основного фонда. Цель фондовой работы. Комплектование фондов. Методы. Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка, дарение и пр. Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной домашней коллекции. 2. Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных предметов. Хранение. Условия, способы. Единицы хранения. Требования к хранению музейных предметов, изготовленных из разных материалов. 3. Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу, раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея. 4. Научно-исследовательская работа. Теоретические основы. НИРУ (Научноисследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты. Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями. Раздел 3. Основная деятельность – 12 часов. 1. Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. 2. История села - частица истории края. Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. 3.Наша школа в истории края. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. 4.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов. Литературная гостиная. 5. Военная слава земляков. Военные традиции земляков. Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Раздел 4. Проектно-прикладная работа – 8 часа 1. Создание виртуального музея «Хранители времени». Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Отбор иллюстративного материала. 2. Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью компьютерных средств. 3. Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка имеющегося материала для публикации в Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея. Раздел 5. Подведение итогов – 1 часа. Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации. 4. Планируемые результаты Для школьного музея: 1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы; 2) совершенствование содержания деятельности музея; 3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов; 4) укрепление материальной базы музеев. Для учащихся: Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационнотехнологической, коммуникативной. Личностные результаты: умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными документами; расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданскоправовых знаний; развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого; развитие социальной активности воспитанников; гражданский рост сознания личности обучаемого; повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. Предметные результаты: овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны. Метапредметные результаты способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм. принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны. 5. Календарно-тематический план к программе курса «Школьный музей» Дата Содержан Практи Теория Всего Теоретические занятия № п/п проведе 1 2 ния ие программ ы план факт ческие занятия Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура музееведения. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее занятие: Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России. Раздел 2. Основные направления музейной деятельности. Научно-фондовая работа. Теоретические основы. Фонды музея, их структура и научная организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научновспомогательных материалов. Структура основного фонда. Цель фондовой работы. 1 1 1 1 12 3 9 2 1 1 3 4 5 6 7 8 9 Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной домашней коллекции. Комплектование фондов. Методы. Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка, дарение и пр. Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных предметов. Хранение. Условия, способы. Единицы хранения. Требования к хранению музейных предметов, изготовленных из разных материалов. Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу, раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея. Научно-исследовательская работа. Теоретические основы. НИРУ (Научно-исследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты. Раздел 3. Основная деятельность. Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. История села - частица истории края. Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Наша школа в истории края. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов. Литературная гостиная. 2 2 3 1 2 5 1 4 12 5 7 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 2 10 11 12 13 14 15 Военная слава земляков. Военные традиции земляков. Жители родного села – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти. Раздел 4. Проектно-прикладная работа. 3 1 2 8 1 7 Создание виртуального музея «Хранители времени». Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Отбор иллюстративного материала. Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью компьютерных средств. Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка имеющегося материала для публикации в Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея. Основы работы музейного пресс-центра. Отчет о музейной работе на страницах сайта. Раздел 5. Подведение итогов. Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации. Итого 2 2 1 1 5 1 4 1 1 12 2 3 1 9 1 34 11 23 6. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями. Технические средства: проектор для демонстрации презентаций; компьютер с доступом в Интернет; Наглядные пособия: CD программы для проведения занятий; видеофильмы по истории; фотографии памятников истории, объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории села; топографические карты и схемы; фотографии, связанные с историей школы; «семейные» фотографии. Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером. Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по истории России. Библиотека: литература по истории России. Краеведческая литература: подшивка газет, летопись школьного музея. Ресурсное взаимодействие Условия информационных ресурсов школы ограниченны. Нашим партнером в этом направлении является МБУК Газимуро-Заводский краеведческий музей им. Ф.Н. Резанова. 7. Формы аттестации Оценочные материалы Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль. Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами первичной диагностики является собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка, уровня его общеобразовательных знаний. Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля являются: зачет, защита творческих работ, интеллектуальная игра. Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: подготовка рефератов по разделам программы, подготовка научных сообщений, участие в семинарах и конференциях, составление путеводителей, проведение самостоятельных экскурсий, коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции. Наиболее эффективной формой проверки достижений учащихся, автор данной программы считает подготовку и проведение самостоятельных экскурсий по музею. Подготовка и проведение экскурсии – это один из аспектов педагогической деятельности с нестандартными ситуациями. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы экспозиции для проведения экскурсии. При подготовке экскурсионного материала перед детьми ставятся задачи: составления интересного и познавательного рассказа в течение короткого времени о том или ином экспонате; умения контактировать с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес; умения вести диалог в доброжелательном тоне. Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание подростков самоутвердиться, способствует формированию потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, формированию навыков общественной, исследовательской, организационной работы. Результативность реализации программы. Участие воспитанников в районных, краевых конференциях по патриотическому воспитанию. 8. Методические материалы Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и применяется на занятиях. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся и применяется на занятиях кружка. При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой формы учебной работы обучающихся: ● фронтальная форма - для изучения нового материала, информация подаётся всей группе из 10 человек; ● индивидуальная форма - самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять процесс в нужную сторону; ● групповая форма помогает педагогу, сплотить группу общим делом, способствует качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах (3-5 человека) Приемы и методы Методы обучения: словесные (лекции – беседы), наглядные методы (просмотр видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их анализ), практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов, презентаций) Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.) Обеспечение программы методическими видами продукции Список источников и литературы для руководителя. 1. Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культураобщество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992. 2. Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с. 3. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г. 4. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. – 223 с. Литература для воспитанников: 1. Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001. 2. Челябинск история моего города. Экспериментальное учебное пособие для учащихся основной школы. Челябинск. Издательство ЧГПУ 1999. 3. История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998 4. История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998. Программные материалы: 1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. ФЗ «О музейном фонде российской федерации и музеях в российской федерации». Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 23.02.2011 N 19-ФЗ) 3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» 4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». 5. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений». 9. Список литературы: 1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г. 2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017. 3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015. 4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г. 5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017. 6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г. 7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г. 8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г. 7. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению) Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с. 8. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН", 1996.– 181с. 9. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань, 1997.– 384с. 10. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998. 11. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое издво, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с. 12. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520. 13. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с. 14. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20