Программа кружка Хранители времени

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБатаканская
средняя общеобразовательная школа

Принята
На заседании
педагогического совета
«___» августа 2023 г.
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.

Утверждаю
Директор
МОУ Батаканская СОШ
Приказ № 60 от 30.08.2023г.
___________/О.Ю. Коренева/

БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
C=RU, S=Забайкальский край, STREET="
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНDN:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754,
СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461,
БАТАКАНСКАЯ
ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru,
G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Я являюсь автором этого документа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОснование:
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-12-18 10:09:50
АЯ ШКОЛА
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Хранители времени»
Возраст участников: 9 - 16 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Базовый уровень

Автор составитель:
О.Ю. Коренева

с. Батакан, 2023г.

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарно-тематический план
Условия реализации программы.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы

3
5
5
7
8
10
10
11
12
12

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хранители времени»
(далее программа) имеет туристско-краеведческую и разработана для детей9-16 лет. Программа
направлена на формирование и развитие интереса личности к познанию и творческой
деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного коллектива; на
гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве преемника в
эстафете поколений.
Данная программа формирует компетенции, которые позволят
обучающимся в будущем воспитать уважение к историческому наследию, культуре, традициям
изучаемого края; воспитать человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные
ориентиры.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 № 629),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ
и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06,
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела
о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства
просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
Устав МОУ Батаканской СОШ;
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях туристскокраеведческой направленности и спецификой работы учреждения.
Основными направлениями работы кружка «Хранители времени» на базе школьного музея
являются:
1. История школы.
2. История села, района, края.
3. Военная история родного края

Актуальность данной программы заключается в развитие потребности личности к познанию
и творческой деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного
коллектива. Школьникам в рамках краеведения прививается любовь к малой Родине, в данном
случае к своему селу, району, краю. Такой подход определяется общегосударственным заказом,
жизненно необходим для устойчивого общественного развития.
Отличительной особенностью программы является использование широкого спектра
методов для приобретения практических навыков работы с фондом школьного музея, чего
раньше не было, взаимосвязь с районным музеем. Использование информационных технологий
для виртуального посещения музеев края, страны.
Данная программа разработана в конкретных условиях деятельности школьного музея и
рассчитана на решение конкретных задач школьного коллектива МОУ Батаканская СОШ:
создание условий для стимулирования творческого и научно-исследовательского интерес
школьников, реализации проектной деятельности, проведения исторических и краеведческих
игр, фестивалей и встреч с интересными людьми нашего села, района.
В системе воспитательной работы школы музей берёт на себя решение задачи повышения
социальной значимости личности, является центром воспитательной работы школы.
Адресат программы
В кружке занимаются обучающиеся 5-9 классов, по желанию привлекаются дети 3-4 классов.
Средний возраст детей от 10 до 16 лет, когда для детей актуально собственное становление как
личности, реализации своего потенциала.
Количество детей в группе – 10 человек. По возрастному составу группа является
разновозрастной. Комплектование групп проводится в первую неделю сентября. Приём
детей в кружок осуществляется по их желанию.
Объем и сроки освоения программы
Распределение учебного времени по годам обучения:
Периодичность в
Кол-во часов в Кол-во часов в
Год обучения Продолжительнос
ть занятия
неделю
неделю
год
1 год обучения
1 час
1+1* раза в неделю
1 час
34 часа
1* час в две недели выносится на научно-исследовательскую деятельность и подготовку к
проектам и конкурсам.
Основной формой занятий является очная, но также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс предполагает проведение аудиторных и выездных занятий.
Аудиторные занятия проводятся в помещении музея, приспособленном для проведения
занятий.
Аудиторные занятия предполагают проведение учебных занятий, включающих теоретические
и практические занятия; проведение учащимися экскурсий в рамках школьного музея.
Выездные занятия проводятся главным образом в каникулярное время и предполагают
учебные экскурсии в музеи района и окрестности сел.
Предполагается проведение встреч с интересными и выдающимися людьми; проектная и
исследовательская деятельность по темам; создание видеопрезентаций по темам, связанным с
тематикой школьного музея; оформление выставок в соответствии с тематикой года; обновление
экспозиций музея.
Режим занятий.
Занятия кружка проводятся в свободное от уроков время, в первой половине дня два раза в
неделю. Продолжительность занятия 1 час с 10 минутным перерывом.

2. Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством
музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального
развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме;
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в
саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
Образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к краеведению,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций в области музееведения.
Примеры употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач:
акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать,
обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать,
развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать,
побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др

№
п/п

1.
2.
1
2

3.Содержание программы
Учебно-тематический план
Название раздела темы
Кол-во
Форма
часов
организации
занятий
Музееведение как
специальная дисциплина
Основные направления
музейной деятельности
Научно-фондовая работа.
Комплектование фондов
Учет экспонатов. Хранение.

всего

Теория

1

1

12

3

9

2

1

1

Лекция

2

интерактивная
деятельность
Беседы,
практическое
занятие
исследовательская
деятельность,
конференция

2

Практика

Лекция

3

Экспозиционная
деятельность

3

1

2

4

Научно-исследовательская
работа

5

1

4

3
1

Основная деятельность
Моя семья и родной край.

12
2

5
1

7
1

2

История села – частица
истории края.
Наша школа в истории края

2

1

1

2

1

1

3

1

2

3

4

О творчестве наших
земляков: поэтов, писателей,
художников, композиторов
(совместно с библиотекой).

Формы
аттестации
(контроля)

Творческая работа

Мини
тестирование

Работа с
экспозицией
конкурс

Участие в
школьном
конкурсе
"Мой край"
Конкурс
рисунков
Беседа
Стенд "Они
Творческая работа работали в нашей
школе"
Творческая работа
Участие в
Презентации
конкурсе
"Знаменитые
люди нашего

5

4
1

2
3
5.

Литературная гостиная
Военная слава земляков

села"
3

1

2

Проектно-прикладная
работа
Создание виртуального
музея «Хранители времени»,
подборка и систематизация
материала
Создание визитки музея

8

1

7

Проведение экскурсий в
залах музея
Подведение итогов

5

1

1

1

34

11

Итого:

Презентации к 76 летию Победы ВОВ
"Они погибли,
чтобы жили мы"
Проекты

2

2

практическое
занятие

1

1

проектная
деятельность
Экскурсия

4

Публичное
выступление
Оценка
экскурсоводов
Итоговый
контроль

23

Содержание обучения
Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина – 1 час.
1. Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура
музееведения.
2. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее
занятие: Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные
законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат,
экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Раздел 2. Основные направления музейной деятельности – 12 часов.
1. Научно-фондовая работа. Теоретические основы. Фонды музея, их структура и научная
организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов.
Структура основного фонда. Цель фондовой работы. Комплектование фондов. Методы.
Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы
комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка,
дарение и пр.
Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной
домашней коллекции.
2. Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы
учёта музейных предметов.
Хранение. Условия, способы. Единицы хранения. Требования к хранению музейных
предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс.
Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу,
раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея.
4. Научно-исследовательская
работа.
Теоретические
основы.
НИРУ
(Научноисследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.
Воспитанники
должны
оперировать
понятиями:
музейный
фонд,
памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт
приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета,
составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с
образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.
Раздел 3. Основная деятельность – 12 часов.
1. Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2. История села - частица истории края. Мифология по истории заселения родного края.
Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в
контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного
края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
3.Наша школа в истории края. История школы. Школьные традиции и достопримечательности.
Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы.
4.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов.
Литературная гостиная.
5. Военная слава земляков. Военные традиции земляков. Жители родного села – участники
ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор
информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Раздел 4. Проектно-прикладная работа – 8 часа
1. Создание виртуального музея «Хранители времени». Разработка рубрик сайта, подборка и
систематизация материала. Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала.
Отбор иллюстративного материала.
2. Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью
компьютерных средств.
3. Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка имеющегося материала для публикации в
Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея.
Раздел 5. Подведение итогов – 1 часа.
Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в
виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации.
4. Планируемые результаты
Для школьного музея:
1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музея;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей —
социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационнотехнологической, коммуникативной.
Личностные результаты:

 умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными
документами;
 расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданскоправовых знаний;
 развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной
реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;
 развитие социальной активности воспитанников;
 гражданский рост сознания личности обучаемого;
 повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое
участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Предметные результаты:
 овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой
основой для миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей в истории родного края и своей страны;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своего родного края и страны.
Метапредметные результаты
 способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную
на познание закономерностей социальной действительности;
 принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать
формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей,
воспитывать патриотизм.
 принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат,
связанных с героическим прошлым страны.
5. Календарно-тематический план к программе курса «Школьный музей»
Дата Содержан
Практи Теория Всего
Теоретические занятия

№
п/п проведе

1

2

ния

ие
программ
ы

план

факт

ческие
занятия

Раздел
1.
Музееведение
как
специальная
дисциплина
Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как
научная
дисциплина.
Структура
музееведения.
Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и
метод музееведения. Домашнее занятие: Опираясь на
материал лекции и информацию в сети Интернет,
найдите
основные
законодательные
акты,
регламентирующие деятельность музеев в России.
Раздел 2. Основные направления музейной
деятельности.
Научно-фондовая работа. Теоретические основы.
Фонды музея, их структура и научная организация.
Основной фонд музейных предметов и фонд научновспомогательных материалов. Структура основного
фонда. Цель фондовой работы.

1

1

1

1

12

3

9

2

1

1

3

4

5

6

7

8

9

Домашнее задание: составьте легенду на предмет
музейного значения из собственной домашней
коллекции.
Комплектование
фондов.
Методы.
Комплектование фондов: цель, принципы и правила
комплектования фондов. Формы комплектования
фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные
командировки, покупка, дарение и пр.
Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная
книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных
предметов.
Хранение. Условия, способы. Единицы хранения.
Требования к хранению музейных предметов,
изготовленных из разных материалов.
Экспозиционная деятельность. Теоретические основы.
Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы
расположения экспонатов. Домашнее задание:
подготовьте письменную работу, раскрывающую
концепцию экспозиции посещенной вами выставки или
музея.
Научно-исследовательская
работа.
Теоретические
основы. НИРУ (Научно-исследовательская работа
учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.
Раздел 3. Основная деятельность.
Моя семья и родной край. Что такое семья, род?
Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии
членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о
событиях, связанных с историей архивов и реликвий.
Обсуждение собранных материалов.
История села - частица истории края. Мифология по
истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи
истории края в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры
родного края. Экскурсия по достопримечательным
объектам природы, истории и культуры родного края.
Наша школа в истории края. История школы.
Школьные традиции и достопримечательности.
Учителя и выпускники школы, их след в истории края.
Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники
по истории школы. Выявление педагогов и
выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний
и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Переписка с педагогами
и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Ведение исторической хроники и летописи школы.
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей,
художников, композиторов. Литературная гостиная.

2

2

3

1

2

5

1

4

12

5

7

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

10

11

12

13

14

15

Военная слава земляков. Военные традиции земляков.
Жители родного села – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Служба в армии – почетная обязанность гражданина
России. Сбор информации у родственников и знакомых.
Книга Памяти.
Раздел 4. Проектно-прикладная работа.

3

1

2

8

1

7

Создание виртуального музея «Хранители времени».
Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация
материала. Разработка рубрик сайта, подборка и
систематизация материала. Отбор иллюстративного
материала.
Создание визитки музея: теоретическая разработка
визитки. Создание визитки с помощью компьютерных
средств.
Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка
имеющегося материала для публикации в Интернете –
описание
экскурсий
или
видеоэкскурсия
по
экспозициям музея.
Основы работы музейного пресс-центра. Отчет о
музейной работе на страницах сайта.
Раздел 5. Подведение итогов.
Осуществляют
презентацию
и
защиту
своих
экскурсионных проектов. Защита возможна в виде
реальной экскурсии или в форме компьютерной
презентации.
Итого

2

2

1

1

5

1

4

1

1

12
2

3
1

9
1

34

11

23

6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное
необходимыми техническими средствами и пособиями.
Технические средства: проектор для демонстрации презентаций; компьютер с доступом в
Интернет;
Наглядные пособия: CD программы для проведения занятий; видеофильмы по истории;
фотографии памятников истории, объектов и природных ландшафтов, расположенных на
территории села; топографические карты и схемы; фотографии, связанные с историей школы;
«семейные» фотографии.
Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с
одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный
компьютер с принтером, сканером. Компьютер может так же использоваться для ведения
занятий на основе СD учебных программ по истории России.
Библиотека: литература по истории России.
Краеведческая литература: подшивка газет, летопись школьного музея.
Ресурсное взаимодействие
Условия информационных ресурсов школы ограниченны. Нашим партнером в этом
направлении является МБУК Газимуро-Заводский краеведческий музей им. Ф.Н. Резанова.
7. Формы аттестации
Оценочные материалы
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три
этапа: первичная диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами первичной диагностики является
собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка, уровня его
общеобразовательных знаний.
Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля
являются: зачет, защита творческих работ, интеллектуальная игра.
Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: подготовка
рефератов по разделам программы, подготовка научных сообщений, участие в семинарах и
конференциях, составление путеводителей, проведение самостоятельных экскурсий,
коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции.
Наиболее эффективной формой проверки достижений учащихся, автор данной программы
считает подготовку и проведение самостоятельных экскурсий по музею. Подготовка и
проведение экскурсии – это один из аспектов педагогической деятельности с нестандартными
ситуациями. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы экспозиции для проведения
экскурсии. При подготовке экскурсионного материала перед детьми ставятся задачи:
составления интересного и познавательного рассказа в течение короткого времени о том или
ином экспонате;
умения контактировать с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес;
умения вести диалог в доброжелательном тоне.
Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание подростков самоутвердиться,
способствует формированию потребности к постоянному получению знаний, расширению
кругозора, формированию навыков общественной, исследовательской, организационной работы.
Результативность реализации программы.
Участие воспитанников в районных, краевых конференциях по патриотическому воспитанию.
8. Методические материалы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и
творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной
информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и
применяется на занятиях.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную
работу учащихся и применяется на занятиях кружка.
При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной
и групповой формы учебной работы обучающихся:
● фронтальная форма - для изучения нового материала, информация подаётся всей группе из
10 человек;
● индивидуальная форма - самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять
процесс в нужную сторону;
● групповая форма помогает педагогу, сплотить группу общим делом, способствует
качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах
(3-5 человека)
Приемы и методы
Методы обучения: словесные (лекции – беседы),
наглядные методы (просмотр
видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их
анализ),
практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов,
презентаций)
Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты
материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных
объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - презентационные материалы, ранее
проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы

реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное
создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения
выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация
интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ
и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
Список источников и литературы для руководителя.
1. Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культураобщество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992.
2. Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с.
3. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое
пособие. – Нижний Новгород, 2015г.
4. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по
музейной педагогике. М., 2001. – 223 с.
Литература для воспитанников:
1. Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001.
2. Челябинск история моего города. Экспериментальное учебное пособие для учащихся
основной школы. Челябинск. Издательство ЧГПУ 1999.
3. История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96»
Екатеринбург 1998
4. История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998.
Программные материалы:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ «О музейном фонде российской федерации и музеях в российской федерации». Принят
Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев
образовательных учреждений»
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
№653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся
Российской Федерации «Отечество».
5. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации
по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
9. Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
7. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению)
Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и
рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
8. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН",
1996.– 181с.

9. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань,
1997.– 384с.
10. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
11. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое издво, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
12. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия,
1965, с. 518-520.
13. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
14. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».