Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждениеБатаканская
средняя общеобразовательная школа
Принята
На заседании
педагогического совета
«___» августа 2023 г.
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.
Утверждаю
Директор
МОУ Батаканская СОШ
Приказ № 60 от 30.08.2023г.
___________/О.Ю. Коренева/
БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
C=RU, S=Забайкальский край, STREET="
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНDN:
ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754,
СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461,
БАТАКАНСКАЯ
ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru,
G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Я являюсь автором этого документа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОснование:
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-12-18 10:09:50
АЯ ШКОЛА
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Хранители времени»
Возраст участников: 9 - 16 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Базовый уровень
Автор составитель:
О.Ю. Коренева
с. Батакан, 2023г.
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарно-тематический план
Условия реализации программы.
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
3
5
5
7
8
10
10
11
12
12
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хранители времени»
(далее программа) имеет туристско-краеведческую и разработана для детей9-16 лет. Программа
направлена на формирование и развитие интереса личности к познанию и творческой
деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного коллектива; на
гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в качестве преемника в
эстафете поколений.
Данная программа формирует компетенции, которые позволят
обучающимся в будущем воспитать уважение к историческому наследию, культуре, традициям
изучаемого края; воспитать человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные
ориентиры.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 № 629),
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ
и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н),
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 года № 09-3242),
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06,
Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела
о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),
Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства
просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207),
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),
Устав МОУ Батаканской СОШ;
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях туристскокраеведческой направленности и спецификой работы учреждения.
Основными направлениями работы кружка «Хранители времени» на базе школьного музея
являются:
1. История школы.
2. История села, района, края.
3. Военная история родного края
Актуальность данной программы заключается в развитие потребности личности к познанию
и творческой деятельности средствами моделирования музееведческой работы учебного
коллектива. Школьникам в рамках краеведения прививается любовь к малой Родине, в данном
случае к своему селу, району, краю. Такой подход определяется общегосударственным заказом,
жизненно необходим для устойчивого общественного развития.
Отличительной особенностью программы является использование широкого спектра
методов для приобретения практических навыков работы с фондом школьного музея, чего
раньше не было, взаимосвязь с районным музеем. Использование информационных технологий
для виртуального посещения музеев края, страны.
Данная программа разработана в конкретных условиях деятельности школьного музея и
рассчитана на решение конкретных задач школьного коллектива МОУ Батаканская СОШ:
создание условий для стимулирования творческого и научно-исследовательского интерес
школьников, реализации проектной деятельности, проведения исторических и краеведческих
игр, фестивалей и встреч с интересными людьми нашего села, района.
В системе воспитательной работы школы музей берёт на себя решение задачи повышения
социальной значимости личности, является центром воспитательной работы школы.
Адресат программы
В кружке занимаются обучающиеся 5-9 классов, по желанию привлекаются дети 3-4 классов.
Средний возраст детей от 10 до 16 лет, когда для детей актуально собственное становление как
личности, реализации своего потенциала.
Количество детей в группе – 10 человек. По возрастному составу группа является
разновозрастной. Комплектование групп проводится в первую неделю сентября. Приём
детей в кружок осуществляется по их желанию.
Объем и сроки освоения программы
Распределение учебного времени по годам обучения:
Периодичность в
Кол-во часов в Кол-во часов в
Год обучения Продолжительнос
ть занятия
неделю
неделю
год
1 год обучения
1 час
1+1* раза в неделю
1 час
34 часа
1* час в две недели выносится на научно-исследовательскую деятельность и подготовку к
проектам и конкурсам.
Основной формой занятий является очная, но также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс предполагает проведение аудиторных и выездных занятий.
Аудиторные занятия проводятся в помещении музея, приспособленном для проведения
занятий.
Аудиторные занятия предполагают проведение учебных занятий, включающих теоретические
и практические занятия; проведение учащимися экскурсий в рамках школьного музея.
Выездные занятия проводятся главным образом в каникулярное время и предполагают
учебные экскурсии в музеи района и окрестности сел.
Предполагается проведение встреч с интересными и выдающимися людьми; проектная и
исследовательская деятельность по темам; создание видеопрезентаций по темам, связанным с
тематикой школьного музея; оформление выставок в соответствии с тематикой года; обновление
экспозиций музея.
Режим занятий.
Занятия кружка проводятся в свободное от уроков время, в первой половине дня два раза в
неделю. Продолжительность занятия 1 час с 10 минутным перерывом.
2. Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством
музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального
развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме;
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в
саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
Образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к краеведению,
включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, компетенций в области музееведения.
Примеры употребления глаголов (несовершенного вида) для формулирования задач:
акцентировать, активизировать, корректировать, мотивировать, знакомить, формировать,
обеспечить, расширять, поддержать, предоставлять возможность, обучать, способствовать,
развивать, приобщать, воспитывать, углублять, ориентировать, осуществлять, передавать,
побуждать, повышать, совершенствовать, стимулировать, удовлетворять и др
№
п/п
1.
2.
1
2
3.Содержание программы
Учебно-тематический план
Название раздела темы
Кол-во
Форма
часов
организации
занятий
Музееведение как
специальная дисциплина
Основные направления
музейной деятельности
Научно-фондовая работа.
Комплектование фондов
Учет экспонатов. Хранение.
всего
Теория
1
1
12
3
9
2
1
1
Лекция
2
интерактивная
деятельность
Беседы,
практическое
занятие
исследовательская
деятельность,
конференция
2
Практика
Лекция
3
Экспозиционная
деятельность
3
1
2
4
Научно-исследовательская
работа
5
1
4
3
1
Основная деятельность
Моя семья и родной край.
12
2
5
1
7
1
2
История села – частица
истории края.
Наша школа в истории края
2
1
1
2
1
1
3
1
2
3
4
О творчестве наших
земляков: поэтов, писателей,
художников, композиторов
(совместно с библиотекой).
Формы
аттестации
(контроля)
Творческая работа
Мини
тестирование
Работа с
экспозицией
конкурс
Участие в
школьном
конкурсе
"Мой край"
Конкурс
рисунков
Беседа
Стенд "Они
Творческая работа работали в нашей
школе"
Творческая работа
Участие в
Презентации
конкурсе
"Знаменитые
люди нашего
5
4
1
2
3
5.
Литературная гостиная
Военная слава земляков
села"
3
1
2
Проектно-прикладная
работа
Создание виртуального
музея «Хранители времени»,
подборка и систематизация
материала
Создание визитки музея
8
1
7
Проведение экскурсий в
залах музея
Подведение итогов
5
1
1
1
34
11
Итого:
Презентации к 76 летию Победы ВОВ
"Они погибли,
чтобы жили мы"
Проекты
2
2
практическое
занятие
1
1
проектная
деятельность
Экскурсия
4
Публичное
выступление
Оценка
экскурсоводов
Итоговый
контроль
23
Содержание обучения
Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина – 1 час.
1. Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура
музееведения.
2. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее
занятие: Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные
законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России.
Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат,
экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.
Раздел 2. Основные направления музейной деятельности – 12 часов.
1. Научно-фондовая работа. Теоретические основы. Фонды музея, их структура и научная
организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов.
Структура основного фонда. Цель фондовой работы. Комплектование фондов. Методы.
Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы
комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка,
дарение и пр.
Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной
домашней коллекции.
2. Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы
учёта музейных предметов.
Хранение. Условия, способы. Единицы хранения. Требования к хранению музейных
предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс.
Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу,
раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея.
4. Научно-исследовательская
работа.
Теоретические
основы.
НИРУ
(Научноисследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.
Воспитанники
должны
оперировать
понятиями:
музейный
фонд,
памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт
приемки-сдачи, карточка научного описания.
Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета,
составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с
образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.
Раздел 3. Основная деятельность – 12 часов.
1. Моя семья и родной край. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии.
Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2. История села - частица истории края. Мифология по истории заселения родного края.
Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в
контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного
края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
3.Наша школа в истории края. История школы. Школьные традиции и достопримечательности.
Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы.
4.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов.
Литературная гостиная.
5. Военная слава земляков. Военные традиции земляков. Жители родного села – участники
ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор
информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Раздел 4. Проектно-прикладная работа – 8 часа
1. Создание виртуального музея «Хранители времени». Разработка рубрик сайта, подборка и
систематизация материала. Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала.
Отбор иллюстративного материала.
2. Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью
компьютерных средств.
3. Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка имеющегося материала для публикации в
Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея.
Раздел 5. Подведение итогов – 1 часа.
Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в
виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации.
4. Планируемые результаты
Для школьного музея:
1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музея;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей —
социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационнотехнологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными
документами;
расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданскоправовых знаний;
развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной
реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;
развитие социальной активности воспитанников;
гражданский рост сознания личности обучаемого;
повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое
участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Предметные результаты:
овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой
основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей в истории родного края и своей страны;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своего родного края и страны.
Метапредметные результаты
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную
на познание закономерностей социальной действительности;
принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать
формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей,
воспитывать патриотизм.
принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат,
связанных с героическим прошлым страны.
5. Календарно-тематический план к программе курса «Школьный музей»
Дата Содержан
Практи Теория Всего
Теоретические занятия
№
п/п проведе
1
2
ния
ие
программ
ы
план
факт
ческие
занятия
Раздел
1.
Музееведение
как
специальная
дисциплина
Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как
научная
дисциплина.
Структура
музееведения.
Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и
метод музееведения. Домашнее занятие: Опираясь на
материал лекции и информацию в сети Интернет,
найдите
основные
законодательные
акты,
регламентирующие деятельность музеев в России.
Раздел 2. Основные направления музейной
деятельности.
Научно-фондовая работа. Теоретические основы.
Фонды музея, их структура и научная организация.
Основной фонд музейных предметов и фонд научновспомогательных материалов. Структура основного
фонда. Цель фондовой работы.
1
1
1
1
12
3
9
2
1
1
3
4
5
6
7
8
9
Домашнее задание: составьте легенду на предмет
музейного значения из собственной домашней
коллекции.
Комплектование
фондов.
Методы.
Комплектование фондов: цель, принципы и правила
комплектования фондов. Формы комплектования
фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные
командировки, покупка, дарение и пр.
Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная
книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных
предметов.
Хранение. Условия, способы. Единицы хранения.
Требования к хранению музейных предметов,
изготовленных из разных материалов.
Экспозиционная деятельность. Теоретические основы.
Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы
расположения экспонатов. Домашнее задание:
подготовьте письменную работу, раскрывающую
концепцию экспозиции посещенной вами выставки или
музея.
Научно-исследовательская
работа.
Теоретические
основы. НИРУ (Научно-исследовательская работа
учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.
Раздел 3. Основная деятельность.
Моя семья и родной край. Что такое семья, род?
Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии
членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о
событиях, связанных с историей архивов и реликвий.
Обсуждение собранных материалов.
История села - частица истории края. Мифология по
истории заселения родного края. Первые упоминания
местности в официальных источниках. Основные вехи
истории края в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры
родного края. Экскурсия по достопримечательным
объектам природы, истории и культуры родного края.
Наша школа в истории края. История школы.
Школьные традиции и достопримечательности.
Учителя и выпускники школы, их след в истории края.
Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники
по истории школы. Выявление педагогов и
выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний
и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них
материалов по истории школы. Переписка с педагогами
и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Ведение исторической хроники и летописи школы.
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей,
художников, композиторов. Литературная гостиная.
2
2
3
1
2
5
1
4
12
5
7
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
2
10
11
12
13
14
15
Военная слава земляков. Военные традиции земляков.
Жители родного села – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Служба в армии – почетная обязанность гражданина
России. Сбор информации у родственников и знакомых.
Книга Памяти.
Раздел 4. Проектно-прикладная работа.
3
1
2
8
1
7
Создание виртуального музея «Хранители времени».
Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация
материала. Разработка рубрик сайта, подборка и
систематизация материала. Отбор иллюстративного
материала.
Создание визитки музея: теоретическая разработка
визитки. Создание визитки с помощью компьютерных
средств.
Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка
имеющегося материала для публикации в Интернете –
описание
экскурсий
или
видеоэкскурсия
по
экспозициям музея.
Основы работы музейного пресс-центра. Отчет о
музейной работе на страницах сайта.
Раздел 5. Подведение итогов.
Осуществляют
презентацию
и
защиту
своих
экскурсионных проектов. Защита возможна в виде
реальной экскурсии или в форме компьютерной
презентации.
Итого
2
2
1
1
5
1
4
1
1
12
2
3
1
9
1
34
11
23
6. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное
необходимыми техническими средствами и пособиями.
Технические средства: проектор для демонстрации презентаций; компьютер с доступом в
Интернет;
Наглядные пособия: CD программы для проведения занятий; видеофильмы по истории;
фотографии памятников истории, объектов и природных ландшафтов, расположенных на
территории села; топографические карты и схемы; фотографии, связанные с историей школы;
«семейные» фотографии.
Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с
одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный
компьютер с принтером, сканером. Компьютер может так же использоваться для ведения
занятий на основе СD учебных программ по истории России.
Библиотека: литература по истории России.
Краеведческая литература: подшивка газет, летопись школьного музея.
Ресурсное взаимодействие
Условия информационных ресурсов школы ограниченны. Нашим партнером в этом
направлении является МБУК Газимуро-Заводский краеведческий музей им. Ф.Н. Резанова.
7. Формы аттестации
Оценочные материалы
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три
этапа: первичная диагностика, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре. Формами первичной диагностики является
собеседование с учащимися с целью определения кругозора и интересов ребёнка, уровня его
общеобразовательных знаний.
Промежуточный контроль проводится в декабре. Формами промежуточного контроля
являются: зачет, защита творческих работ, интеллектуальная игра.
Итоговый контроль проводится в мае. Формами итогового контроля являются: подготовка
рефератов по разделам программы, подготовка научных сообщений, участие в семинарах и
конференциях, составление путеводителей, проведение самостоятельных экскурсий,
коллективная работа под руководством педагога в подготовке разделов экспозиции.
Наиболее эффективной формой проверки достижений учащихся, автор данной программы
считает подготовку и проведение самостоятельных экскурсий по музею. Подготовка и
проведение экскурсии – это один из аспектов педагогической деятельности с нестандартными
ситуациями. Учащимся предлагается самостоятельный выбор темы экспозиции для проведения
экскурсии. При подготовке экскурсионного материала перед детьми ставятся задачи:
составления интересного и познавательного рассказа в течение короткого времени о том или
ином экспонате;
умения контактировать с аудиторией, замечая ее реакцию и умело направляя ее интерес;
умения вести диалог в доброжелательном тоне.
Экскурсионная работа позволяет реализовывать желание подростков самоутвердиться,
способствует формированию потребности к постоянному получению знаний, расширению
кругозора, формированию навыков общественной, исследовательской, организационной работы.
Результативность реализации программы.
Участие воспитанников в районных, краевых конференциях по патриотическому воспитанию.
8. Методические материалы
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и
творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной
информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и
применяется на занятиях.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную
работу учащихся и применяется на занятиях кружка.
При изучении тем программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной
и групповой формы учебной работы обучающихся:
● фронтальная форма - для изучения нового материала, информация подаётся всей группе из
10 человек;
● индивидуальная форма - самостоятельная работа учащихся, педагог может направлять
процесс в нужную сторону;
● групповая форма помогает педагогу, сплотить группу общим делом, способствует
качественному выполнению задания, для реализации проектной деятельности в малых группах
(3-5 человека)
Приемы и методы
Методы обучения: словесные (лекции – беседы),
наглядные методы (просмотр
видеофильмов, СД – дисков, слайдов известных экскурсионных объектов, фотографий и их
анализ),
практические методы (оформление фотоотчётов, составление творческих отчётов, проектов,
презентаций)
Дидактический материал, необходимый для проведения занятий: - краткие конспекты
материалов для лекций - бесед; - СД – диски с информацией об известных экскурсионных
объектах; - книги по истории, архитектуре и искусству; - презентационные материалы, ранее
проведённых экскурсий; - словарь терминов, применяемых в исследовательской деятельности; краткий словарь музейных терминов; - схемы описания музейных предметов.
Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных
особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы
реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное
создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения
выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация
интереса, выставки работ, конкурсы. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ
и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная.)
Обеспечение программы методическими видами продукции
Список источников и литературы для руководителя.
1. Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культураобщество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992.
2. Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с.
3. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое
пособие. – Нижний Новгород, 2015г.
4. Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по
музейной педагогике. М., 2001. – 223 с.
Литература для воспитанников:
1. Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001.
2. Челябинск история моего города. Экспериментальное учебное пособие для учащихся
основной школы. Челябинск. Издательство ЧГПУ 1999.
3. История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96»
Екатеринбург 1998
4. История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998.
Программные материалы:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФЗ «О музейном фонде российской федерации и музеях в российской федерации». Принят
Государственной Думой 24 апреля 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от
22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от
23.02.2011 N 19-ФЗ)
3. Письмо МО РФ от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16 «О деятельности музеев
образовательных учреждений»
4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
№653/19-15 от 7.121998г. «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся
Российской Федерации «Отечество».
5. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации
по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений».
9. Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
7. Шахов В.В. Родная культура. Система занятий по региональной культуре (краеведению)
Липецкой области. Тематические планы, программы, методические комментарии и
рекомендации.– Липецк, Рязань: "ГЭЛИОН" и Липецкое изд-во, 1996.– 94с.
8. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Мир детства: родная культура. Липецк, Рязань:"ГЭЛИОН",
1996.– 181с.
9. Шахов В.В., Шальнев Б.М. Родная культура: мир детства и отрочества. Липецк, Рязань,
1997.– 384с.
10. Липецкая Энциклопедия:в 3 т./Сост.:Шахов В.В.,Шальнев Б.М. Липецк, 1998.
11. Липецкий энциклопедический словарь/Гл. Ред., сост. Шахов В.В.– Липецк: Липецкое издво, "ГЭЛИОН", 1994.– 510с.
12. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия,
1965, с. 518-520.
13. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. – Москва, 2010. – 199 с.
14. Рубан Н.И. Музеология. Учебное пособие. Издание третье. Хабаровск, 20