МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Муниципальный Газимуро-Заводский округ
МОУ Батаканская СОШ
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Коренева О.Ю.
Приказ № 58 от «10» 06
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Одаренные дети»
Батакан 2024
Пояснительная записка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила
начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования,
предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его
соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать
воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к
научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих
исследований в жизнь.
Основания для разработки программы «Одаренные дети»
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 года №1642;
Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России»;
Конвенция о правах ребенка;
Рабочая программа воспитания.
Актуальность программы. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос
поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно
только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут
носителями ведущих идей общественного процесса.
Сегодня школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей
главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного
им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в
разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий
стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно
искать возможности решения данной проблемы, используя весь арсенал системы основного
общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования (развитие проектной и
исследовательской
деятельности,
организация
предпрофильной
подготовки
учащихся, кружковая работа).
Данная программа «Одаренные дети» соответствует целям реформирования
образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку она содействует реализации
творческого потенциала детей, обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для
повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом в школе возникает
особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование
принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на
определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Концепция программы
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы.
Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и
выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не
целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.
Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной
образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования
всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.
Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на освоение
современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников,
различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессе
создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников.
Цель и задачи программы «Одаренные дети»
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи:
- изучение природы детской одаренности;
- выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных,
создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
- разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития
одаренных детей;
- создание базы данных в рамках Программы;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы
детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми
образовательного процесса.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап: аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной
деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных
способностей учащихся.
II этап: диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды
деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися
определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала
должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для
таких детей самоценным.
III
этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся –
старшее звено школы является особым образовательным пространством, в рамках которого,
с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по
формированию социально-адаптированной личности.
Сроки и этапы реализации Программы.
1 этап подготовительный этап
Цель: разработка системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- изучение нормативной базы, подзаконных актов;
- разработка программы работы с одаренными учащимися;
- изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации
программы.
2 этап организационно – диагностический
Цель: выявление одаренных детей, формирование системы работы с одаренными учащимися
в школе, апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- диагностика склонностей учащихся;
- разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми,
материалов для проведения классных часов,
викторин,
праздников,
конкурсов,
конференций, фестивалей;
3 этап практический
Цель: реализация мероприятий программы.
Задачи:
- проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;
- систематизация мероприятий по работе с одаренными детьми;
- формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одаренными детьми;
- адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;
- повышение квалификации педагогов.
4 этап аналитический этап
Цель: подведение итогов реализации программы.
Задачи:
- анализ итогов реализации программы;
- достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в
школе;
- коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
- создание портфолио одаренных детей;
- обобщение результатов работы школы.
План мероприятий реализации программы
«Одаренные дети».
№
1.
Мероприятий
Диагностика одаренных детей
Создание и пополнение базы данных
одаренных детей школы.
Сроки
ежегодно
Ответственные
Педагог-психолог
Зам. директора по
УВР
2.
Внедрение проблемно - исследовательских,
проектных и модульных методов обучения,
развивая непрерывно у учащихся творческое
и исследовательское потенциалаю
Организация патронажа учителямипредметниками над способными учащимися
ежегодно
Зам. директора
по УВР.
ежегодно
Зам.директора по
УВР
Организация психолого-педагогического
просвещения родителей талантливых и
одаренных школьников
Расширение сети курсов по выбору с
учетом способности и запросов учащихся
ежегодно
Педагог-психолог
Сентябрь
каждого года
Администрация
6.
Организация и проведение школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
Сентябрь
каждого года
Зам. директора
по УВР.
7.
Участие в муниципальном и региональном
этапе Всероссийской олимпиады
школьников.
Пополнение банка педагогической
информации по работе с одаренными детьми
Ноябрь,
декабрь, январь
Зам. директора
по УВР
В течение
учебного года
Замдиректора по
УВР
9.
Организация участие обучающихся в
олимпиадах, конференциях, конкурсах
различного уровня
Регулярно
10.
Разработка системы поощрений победителей
олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Расширение системы дополнительного
образования для развития творческих
способностей одаренных детей
Проведение предметных недель
Зам. директора
по УВР
Классные
руководители
Учителяпредметники.
Администрация
Регулярно
Администрация
Ежегодно
ШМО,
Зам. директора
по УВР
Учителяпредметники
3.
4
5.
8.
11.
12.
13
Обобщение опыта работы учителей,
работающих с одаренными детьми на
заседаниях педагогического совета, ШМО.
Ежегодно
14
Аналитический отчет
Ежегодно май
15
Размещение на школьном сайте материалов
по работе с одаренными детьми.
август
Зам.директора по
УВР
Зам.директора по
УВР
Директор школы
Перспективный план деятельности по реализации
программы «Одаренные дети»
№
п/п
1
2
Направления
реализации
программы.
Изучение
нормативных
документов,
рекомендаций и
опыта работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные дети».
Создание банка
данных одаренных
детей школы
Мероприятия
Дата
Ответственные
1.Изучение нормативных
документов, рекомендаций и
опыта работы педагогов по
вопросу «Одаренные дети»
Сентябрь
2. Знакомство с новинками
педагогической литературы:
«Особенности работы с
одаренными детьми»
1. Сбор анкетнобиографические сведения по
одаренным детям
2. Психодиагностические
исследования среди учащихся
Ноябрь
Совет творческой
группы учителей
начальных классов
и учителейпредметников
Школьный
библиотекарь
3. Анкетирование детей на
предмет выявления их
интересов и потребностей в
дополнительном образовании
3
4
4. Диагностическая работа во
время проведения
интеллектуальных и
художественных конкурсов
Психологическая
1. Регулярные психологические
помощь одаренным консультации для одаренных
детей
детям
2. Организация
психологического
сопровождения в ходе
олимпиад, турниров и других
интеллектуальных и
творческих конкурсов
3. Психологические тренинги,
направленные на повышение
эмоциональной устойчивости
Создание
1. Создание научно методической
методической базы для работы
копилки по работе с с одаренными
одаренными детьми детьми, методической копилки.
2. Работа библиотеки по
реализации программы:
создание тематических
картотек, подборка
отечественной и зарубежной
литературы (монографии,
статьи, тезисы, словари и т.д.)
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года
сентябрь
Педагог-психолог
Классные
руководители
Педагог-психолог
Социальный
педагог
Классные
руководители
В течение Педагог-психолог
учебного
года
В течение Педагог-психолог
учебного
года
В течение Педагог-психолог
учебного
года
В течение Педагог-психолог
учебного
года
В течение Классные
учебного руководители
года
В течение Школьный
учебного библиотекарь
года
5
6
по вопросам одаренности детей
в т.ч. в электронном виде.
Систематизация
1. Использование в урочной
работы учителей с
деятельности различных
одаренными детьми современных средств
в урочной
информации: медиатеки,
деятельности
Интернета, компьютерных игр
по предметам, электронных
Энциклопедий.
2. Применение на уроках
современных технологий:
игровых, проектноисследовательских,
коммуникативных, проблемнопоисковых,
здоровьесберегающих
3. Проведение нестандартных
форм уроков: урок-КВН, уроксказка, урок-путешествие,
урок-игра, урок-творческая
мастерская, урокисследование, урок-поиск и др.
Создание условий
1. Функционирование
для работы с
предметных и творческих
одаренными детьми кружков, а также спортивных
во внеурочное
секций, использование
время (предметные и возможностей внеурочной
творческие кружки, деятельности
спортивные секции)
2. Предметные школьные и
муниципальные, региональные
олимпиады (4 класс, 811классы).
3. Защита проектов в 9-11
классах
4.Предметные недели.
5. Организация участия
обучающихся в проекте
ранней профориентации
«Билет в будущее», «
Россия мои горизонты»,
«Мир новых
возможностей»,
организатор которых
является «Норникель».
В течение Учителя учебного предметники
года
В течение Учителя начальных
учебного классов и учителягода
предметники
В течение Учителя начальных
учебного классов и учителягода
предметники
В течение Учителя года
предметники
Сентябрь
– январь
Учителя,
работающие в 4-х
классах, 5-11-х
классах.
Учителя Апрельпредметники
май
В течение Руководители ШМО
года
В течение Классные
года
руководители,
учителяпредметники
6. Участие в муниципальном
конкурсе исследовательских
работ « Шаг в науку», «Шаг в
будущее».
Март,
ноябрь.
Учителяпредметники
7. Участие в спортивных
соревнованиях, спартакиадах,
ГТО.
В течение Учителя физической
года
культуры
8. Вовлечение способных,
одаренных учащихся в
международные и
всероссийские конкурсы
«Кенгуру», «КИТ» и т.д.
9.Участие в дистанционных
олимпиадах и конкурсах.
7.
Проведение
мероприятий с
родителями
одаренных детей
1. Анкетирование родителей с
целью определения их
основных подходов к данной
проблеме.
2. Круглый стол «Организация
досуга одаренных детей»
3. Индивидуальные
консультации школьного
психолога
4. Совместное творчество
родителей и детей. Выставки
детских работ
5. Спортивные соревнования
«Мама, папа, я – спортивная
семья»
6. Торжественная «линейка»
для призеров и победителей
олимпиад, конкурсов вместе с
их родителями
В течение Руководители
года
ШМО,
учителя
В течение Руководители
года
ШМО,
учителя предметники
Май
Педагог-психолог
Январь
Март
Зам. директора по
УВР
Педагог-психолог
В течение Классные
года
руководители,
учителя предметники
Апрель
Учителя
физической
культуры
май
Зам. директора по
УВР
Методы и средства обучения одарённых детей
Индивидуально-образовательная программа - реальный
помощник сотрудничестве
ученика и учителя и образовательном плане. Нацеливание самого ученика на результат главное при выполнении индивидуальной программы.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются
важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей
и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся,
безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные,
поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий
познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и
интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих
важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности,
уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через
компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром
получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо
применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства,
обеспечивающие богатый зрительный ряд .
В целом, в обучении одаренных детей, эффективность использования средств обучения определяется
главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью
Основные формы работы и поддержки одарённых детей.
Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его
одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще
недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять
пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Ожидаемые конечные результаты при реализации программы:
- увеличение
количества одаренных детей, адекватно
проявляющих свои
интеллектуальные или иные способности;
- увеличение количества обучающихся окончивших школу с аттестатом особого образца,
медалистов;
- повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;
- повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
- положительная динамика
процента
участников и
призеров
конкурсов,
олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников
образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными;
- создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие
личности.
Кадровое обеспечение.
Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных
детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является
необходимым условием претворения в жизнь программы «Одаренные дети».
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми,
имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом
активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
- профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень
развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к
личностному росту.
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать
становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из
профессиональной квалификации:
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального
мастерства;
- формирование комплексного подхода
(психолого-педагогического
и
профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с
одарёнными детьми.