МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Муниципальный район "Газимуро-Заводский район"
МОУ Батаканская СОШ
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_______________________
Коренева О.Ю
Приказ № 56
от «10» 06 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Колесо безопасности»
для обучающихся 5 – 6 классов
Батакан 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Колесо безопасности» для 5-6 классов
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в обновленном Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС
ООО), с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (ПООП ООО), программы воспитания школы, примерной рабочей
программы.
Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений
распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы
социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Цели изучения предмета «Колесо безопасности».
Цель изучения учебного предмета на уровне основного общего образования:
- научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при
необходимости действовать со знанием дела;
- сформировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости
личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и
государства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Место предмета в учебном плане.
Изучение предмета «Колесо безопасности»
в
соответствии
с
данной
программой
планируется
в 5-6 классах (всего 68 часов). В целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности на основе расширения знаний и умений, углубленного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для
личности, общества и государства. Предмет изучается в 5-6 классах из расчета 1
час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений (всего 68 часов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Колесо безопасности»
5 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Понятия
«безопасность»,
«безопасность
жизнедеятельности».
Правила
безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон. Близорукость и дальнозоркость. Малоподвижный образ
жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание.
Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы. Определение понятия
«гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на
каждый день.
Факторы, способствующие сбережению здоровья
(правильное питание,
закаливание организма).
Факторы, разрушающие здоровье (долгое сидение за компьютером, избыточный
вес).
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Общественный транспорт и правила для его пассажиров. Школьный автобус и
правила пользования им. Правила для пассажиров трамваев, троллейбусов, автобусов,
метрополитена.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Пешеходные переходы
(регулируемые и нерегулируемые). Пешеходная, велопешеходная и велосипедная
дорожки. Дорожные знаки (восемь групп). Транспортные и пешеходные светофоры.
Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Движение пешеходов в городе и по
загородным дорогам.
Безопасность на авиационном и водном транспорте. Правила поведения при
возникновении аварийной ситуации в самолете. Безопасность пассажиров морских и
речных судов. Безопасность в метрополитене.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Особенности сельских поселений. Особенности городов как среды обитания (смог,
переработка и хранение бытовых отходов, шум и другие проблемы).
Правила вызова экстренных служб. Единый номер 112. Источники опасности в
современном жилище. Бытовой газ — источник повышенной опасности. Гигиена
жилища.
Основные правила безопасности в подъезде и лифте. Основные правила
безопасного поведения на игровой площадке.
Меры предосторожности при использовании электроприборов.
Пользование водопроводом, канализацией и мусоропроводом. Правила поведения
при пожаре в квартире. Пожар на кухне, на балконе. Меры предосторожности при работе
с печью.
Основные причины пожара в общественных зданиях. Основные поражающие
факторы пожара. Как вести себя при пожаре в общественном месте.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила
безопасного поведения на улице, в образовательной организации, дома. Криминальные
угрозы, как их избежать.
Методы снижения влияния стресса на поведение и общее состояние человека.
Как избежать конфликтной ситуации. Признаки агрессивного поведения у
подростков.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолета террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Основные источники информации.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Понятие
«киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных угроз и
опасностей.
Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности.
Основные правила поведения в социальных сетях.
МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо
оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из
домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Виды кровотечения. Способы временной остановки наружного кровотечения.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Способы транспортировки пострадавшего.
Народные средства для остановки кровотечения.
МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Безопасность на улице. Как обеспечить свою безопасность в квартире.
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Безопасное поведение в местах с загрязненной атмосферой. Безопасное поведение
в местах с загрязненной водой. Безопасное поведение в местах с загрязненной почвой.
6 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального характера.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Источники опасных ситуаций. Влияние
человеческого фактора на возникновение опасных ситуаций.
Понятия
«безопасность»,
«безопасность
жизнедеятельности».
Правила
безопасности жизни. Система государственной защиты в области безопасности.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
Режим дня. Отдых. Сон. Правильная и неправильная осанка. Близорукость и
дальнозоркость. Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
Малоподвижный образ жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие
процедуры. Питание. Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы.
Определение понятия «гигиена».
Уход за зубами. Уход за кожей. Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на
каждый день.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
Пешеходная, велопешеходная и велосипедная дорожки. Дорожные знаки (восемь
групп). Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров. Сигналы
регулировщика. Движение пешеходов в городе и по загородным дорогам.
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным
устройством. Захват
в
заложники.
Правила поведения при захвате самолета
террористами. Признаки наличия взрывного устройства.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Однодневные и многодневные, местные и дальние туристские походы. Основные
меры безопасности в туристских походах.
Ориентирование по солнцу. Ориентирование по природным признакам.
Ориентирование по местным признакам. Способы определения сторон горизонта по
компасу, небесным светилам и карте.
Руководитель похода и его обязанности. Санитар и его обязанности. Состав
аптечки первой помощи (походной аптечки). Туристское снаряжение в зависимости от
вида похода.
Виды костров. Правила разведения костров.
Признаки приближающейся грозы. Безопасное поведение во время грозы.
Пеший поход. Ведущий турист. Замыкающий турист. Техника движения по
равнинной и пересеченной местности. Устройство бивака. Сооружение временного
жилища при автономном существовании. Способы добывание огня. Съедобные растения,
грибы, орехи. Очистка и обеззараживание воды. Средства аварийной сигнализации.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Способы транспортировки пострадавшего
Понятия «ушиб», «травма», «перелом». Первая помощь. Первая помощь при
электротравме.
Переломы, вывихи, растяжения
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая
поддержка пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне
химической аварии. Правила поведения при движении по зараженной территории.
Средства индивидуальной защиты населения от АХОВ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОЛЕСО
БЕЗОПАСНОСТИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социо-культурными
духовно нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения.
Способствуют
процессам
самопознания,
самовоспитания
и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего
в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и
личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного
образа жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее
основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много
конфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и много конфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства; понимание и признание
особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности,
обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному
здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения
в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных
ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать
обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и
возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета, его значения для
безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют
связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладению
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ,
должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать
проблемные
вопросы,
отражающие
несоответствие
между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы,
аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам
исследования;
проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в
соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения
конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и
намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной
задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать
наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные
материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою
роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат
совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно
составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом
собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при
необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и
анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою
и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ
культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и
следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и
усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем
будут
использоваться
без
дополнительных
разъяснений,
приобретении
систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и
государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими
знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Колесо безопасности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и
государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного
вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к
выполнению конституционного долга –защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум,
природа, коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты,
приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь
пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях,
попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и
принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных
условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной
безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций
во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение,
общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования
обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов
освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного
предмета, по учебным модулям.
5 класс
МОДУЛЬ № 1. «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, понимать значимость безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ№2.«ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:
раскрывать понятия здоровья ,здорового образа жизни;
объяснять факторы,негативно влияющие на здоровье;
соблюдать правила личной гигиены;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических
нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и
психологического благополучия).
МОДУЛЬ № 3. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный,
железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода,
пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения.
МОДУЛЬ № 4. «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить
возникновение опасных ситуаций в быту;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного
происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение,
канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе
правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
овладеть правилами безопасного поведения при встрече с преступной средой;
овладеть знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной
защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
уметь избегать конфликтных ситуаций.
МОДУЛЬ № 6. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ:
объяснять понятия «экстремизм» и «терроризм»;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том
числе при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 7. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:
овладеть понятиями информационной среды, кибер зависимости;
владеть правилами безопасности от информационных угроз.
МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:
освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при наружных кровотечениях.
МОДУЛЬ № 9. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
овладеть знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания на улице, в общественном транспорте.
МОДУЛЬ № 10. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
владеть способами безопасного поведения во время аварий, взрывов и других
чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 11. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»:
знать источники загрязнения окружающей среды;
знать правила безопасного поведения в зараженной местности.
6 класс
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
формировать культуру безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений;
понимать значимость безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций.
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»:
сформировать социально ответственное отношение к ведению здорового
образа жизни;
соблюдать правила личной гигиены.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
объяснять значение предупреждающих знаков;
знать правила дорожного движения, уметь ими пользоваться.
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:
безопасно действовать в ситуациях, связанных с террористической
безопасностью.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
овладеть знаниями безопасного поведения на природе;
уметь ориентироваться по природным признакам;
безопасно действовать при автономном существовании: уметь добывать
огонь, знать растения, грибы, которые можно употреблять в пищу.
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:
освоить основы медицинских знаний и овладеть умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при травмах различных областей тела, ожогах,
отморожениях.
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
знать средства индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться.
Тематическое планирование.
5 класс
№ Раздел, тема
Количество
Примечание
п/п
часов
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
1
Введение. Почему нужно изучать предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности».
2
Системы обеспечения безопасности города
(населенного пункта).
1
3
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
1
Организм человека и его безопасность.
4
Питаемся правильно.
1
5
Здоровье органов чувств.
1
6
Как вести здоровый образ жизни.
1
7
Движение — это жизнь
1
8
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
1
Виды современного транспорта
9
Выбор пути: безопасная дорога в школу.
1
10
Безопасная дорога.
1
11
Проверочная работа по теме «Безопасность на
дорогах и на транспорте»
1
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
12
Пожар
1
13
Если в школе пожар
1
14
Мой безопасный дом.
1
15
Дела домашние: техника безопасности.
1
16
Проверочная работа по теме «Личная безопасность
в повседневной жизни»
1
17
Правила поведения на игровой площадке.
1
19
Ситуации криминогенного характера в доме
1
(квартире) и подъезде.
20
Криминогенные ситуации на улице, опасные
домогательства.
1
21
Проверочная работа по теме «Опасные ситуации
социального характера»
1
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
22 Правила поведения при захвате в заложники.
1
23
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
1
Безопасность в Интернете
24
МОДУЛЬ № 8 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
1
Виды ранений, их причины и первая помощь.
25
Общая характеристика кровотечений.
1
26
Первая помощь при кровотечении.
1
27
Правила поведения в школе.
1
28
Собака не всегда друг.
1
МОДУЛЬ № 9 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
29 Фильтрующие противогазы.
1
30
МОДУЛЬ № 11 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
1
Современная экологическая ситуация в мире
31
Загрязнение воды.
1
32
Загрязнение воздуха
1
33
Загрязнение почвы.
1
34
Годовая контрольная работа
1
№
Раздел, тема
Тематическое планирование.
6 класс
Количество
Примечание
п/п
1
часов
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
1
Введение. Почему нужно изучать предмет
«Основы безопасности жизнедеятельности».
2
Входная контрольная работа
3
МОДУЛЬ № 2 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
1
Организм человека и его безопасность.
1
4
Правильное питание — основа здорового образа
жизни
1
5
Значение белков, жиров и углеводов в питании
человека. Гигиена и культура питания
1
6
Гигиена и культура питания
1
7
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
1
Вводное занятие. Правила дорожного движения.
Обязанности участников дорожного движения.
8
9
10
Правила движения транспортных средств и
пешеходов по сигналам светофора и
регулировщика
1
МОДУЛЬ № 4 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»
Захват террористами воздушных и морских судов, 1
других транспортных средств.
Взрывы в местах массового скопления людей.
1
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
11
Основные виды экстремальных ситуаций в
природных условиях.
1
12
Факторы и стрессоры выживания в природных
условиях.
1
13
Психологические основы выживания в природных
условиях
1
14
Страх — главный психологический враг
1
15
Умеете ли вы ориентироваться?
1
16
Проверочная работа по теме «Экстремальные
ситуации в природных условиях»
1
17
Природа полна неожиданностей!
1
18
Вода таит опасности
1
19
Перед походом… Значение туризма в жизни
человека
1
20
Подготовка к походу: требования к снаряжению
1
21
Чрезвычайные и неожиданные ситуации в походе.
1
22
Сооружение временного жилища, добывание и
использование огня.
1
23
Обеспечение питанием и водой.
1
24
Поиск и приготовление пищи.
1
25
Сигналы бедствия
1
26
Факторы, влияющие на безопасность во
внутреннем и выездном туризме
1
27
Акклиматизация в различных природноклиматических условиях
1
28
МОДУЛЬ № 6 «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
1
Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей.
29
Обморожения и общее охлаждение организма.
1
30
Закрытые травмы
1
31
Способы переноски пострадавших
1
МОДУЛЬ № 7 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА ИГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
32- Коллективные и индивидуальные средства защиты. 2
33
34 Годовая контрольная работа.
1