РП Финансовая грамотность 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Муниципальный Газимуро-Заводский округ​
МОУ Батаканская СОШ

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
МОУ Батаканская
СОШ
Коренева О.Ю.
№ 58 от 21.06.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2335995)
учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
для начального общего образования
Срок освоения: 1 год (2 класс)

Батакан 2024​
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
разработана в соответствии с требованиями пункта 31.1 ФГОС НОО, положения
о рабочих программах обновленных ФГОС МОУ Батаканская СОШ с учетом
Примерной рабочей программы ООП НОО (https://fgosreestr.ru), примерной
программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Общая характеристика учебного предмета.
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе
организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,
основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного
процесса, критическом анализе полученной информации различного
типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность,
игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности,
учатся
творчески
мыслить
и
решать
практикоориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип)
познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в
следующих формах работы:









Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Интерактивные технологии.
Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
ситуационная игра
образно-ролевые игры
исследовательская деятельность
урок-практикум
дискуссия, обсуждение
Цели изучения учебного предмета.

Формирование у школьников адекватных представлений о сути
экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и
мышления. Задачами курса внеурочной деятельности являются:
• Способствовать формированию у учащихся представлений об экономике
как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения
потребностей;
• Способствовать освоению простейших приемов выбора;
• Формировать навыки овладения элементарными экономическими
расчетами;
2

• Научить анализировать и строить графики и таблицы;
• Развивать навыки принятия решений, воспитания ответственности за их
последствия; • Развивать умение доводить начатое дело до конца, рационально
использовать различные ресурсы;
• Способствовать формированию познавательных универсальных учебных
действий, творческого и логического мышления.
• Способствовать формированию навыков бережливости, аккуратности,
ответственности;
• Формировать навыки коллективных действий.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Основы
финансовой грамотности» во 2 классе – 33(по 1 часу в неделю)
Деятельность учителя с учетом программы воспитания.
1) привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности обучающихся;
2) применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися,
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
3) побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
4) организовывать работу обучающихся с социально значимой
информацией по поводу, получаемой на уроке социально значимой информации
– обсуждать, высказывать мнение;
5) устанавливать доверительные отношения между учителем и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
6) организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных
достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских
поступков);
7) опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя, что они читают,
что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах;
8) формировать у обучающихся гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира.
2.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

2 класс (33 часа)
Модуль 1.Этот дивный мир финансов.
Знакомиться с программой работы кружка, правилами поведения при
3

проведении практических работ. Выполнять практическую работу «Путешествие
в мир финансов». Участвовать в игре «Финансы – это интересно и увлекательно!»
Модуль 2. Что такое деньги и откуда они появились.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.
Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Модуль 3.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от
подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
•
Объяснять, почему
изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Модуль 4. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.
Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Модуль 5. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.
Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
4

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
• Общие понятия о кредите и кредитной истории.
Модуль 6. Откуда в семье берутся деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать
арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять
взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.
Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие.
Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Модуль 7. Как планировать расходы.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают
обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники,
автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не
хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг.
Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные
привычки.Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и
расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Бюджет. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.
Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки.
Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
5

• Составлять бюджет на простом примере.
Модуль 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,
вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные
бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У ученика будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам
решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки
в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности
ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях.
Ученик получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности
реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:
Ученик научится:
6

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между
финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения
рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным
финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели,
схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и
поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой
грамотности.
Ученик получит возможностьнаучиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить
финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой
задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении
финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый
контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов
решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки
и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения
финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных
суждений одноклассников, учителей, родителей.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при
выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и
корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
7

Ученик научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право
на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной
игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
3.3 Предметные результаты освоения учебного предмета
Второклассник научится:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их
удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
- различать качественный и некачественный товар;
- чертить кривую развития экономики;
- определять вид ценной бумаги;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены;
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.

8

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов

2 класс
(1 час * 33 недели = 33 часа)
№
п/п

Тема учебного занятия

Кол-во
ЭОР/ ЦОР
часов
Модуль 1.Этот дивный мир финансов. (1 час)
1
https://youtu.be/LVI0-FuzbZA

1

Этот дивный мир финансов.

2
3
4

Модуль 2. Что такое деньги и откуда они появились. (4 часа)
https://yandex.ru/video/preview/8218628039596242668
Что такое деньги и как они появились.
1
История монет.
1
https://youtu.be/Rw4gcroLNBw
Бумажные деньги.
1
https://youtu.be/Rw4gcroLNBw

5

Модуль 3.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (4 часа)
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
1
https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

6

Деньги, которые не видишь.

1

https://youtu.be/KKF3pXWUhro

7

Валюты, или почему у всех стран разные деньги.

1

https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=osfgn&utm_source=videour
oki&utm_medium=banner&utm_campaign=uchebnikvideo&utm_content=
catalog&utm_term=osfgn

8

Финансовое мошенничество.

1

https://youtu.be/QOqIOyeOFCE

Модуль 4. Какие деньги были раньше в России. (1 час)
9

9
10

Какие деньги были раньше в России.
1
Модуль 5. Современные деньги России и других стран. (8 часов)
Современные деньги России.
1
https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

11

Кто печатает деньги.

1

https://youtu.be/KKF3pXWUhro

12

Как передать деньги в другую страну.

1

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

13

Что такое банк и откуда в нём деньги?

1

https://youtu.be/-ievxG51lR0

14

Что такое банковский вклад и зачем он нужен.

1

https://youtu.be/Vm26HrnGNDY

15

Зачем людям нужны кредиты.

1

https://youtu.be/Vm26HrnGNDY

16

О чём расскажет кредитная история.

1

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

17

Банкоматы и банковские карты.

1

https://youtu.be/wTlGLTPBBvQ

18

Откуда в семье берутся деньги.

19

На что семьи тратят деньги.

1

https://youtu.be/KKF3pXWUhro

20
21

Семейный бюджет.
Учимся планировать семейный бюджет.

1
1

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
https://youtu.be/KKF3pXWUhro

22

Что такое пенсия.

1

https://yandex.ru/video/preview/5488539917554089500

23

Тестирование по пройденным темам.

24

Как планировать расходы.

25

Как правильно потратить карманные деньги.

1

https://youtu.be/KKF3pXWUhro

26

Зачем нужен финансовый план.

1

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

Модуль 6. Откуда в семье берутся деньги. (6 часов)
1
https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

1
Модуль 7. Как планировать расходы. (3 часа)
1
https://youtu.be/lRoUskvn4E4

10

Модуль 8. Как делать сбережения. (7 часов)
1
https://youtu.be/oVPDDhFmYGE

27

Как делать сбережения.

28

Что такое страхование.

1

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

29

Почему у людей разные зарплаты.

1

https://youtu.be/-o9X6QZwEKs

30

Налоги.

1

https://www.youtube.com/watch?v=dlSPh_a_-tc

31

Как стать инвестором?

1

https://youtu.be/KKF3pXWUhro

32
33

Интерактивная игра «Финансовый филворд»
Интерактивная игра «Финансовый бой»

1
1

11

Календарно-тематическое планирование по финансовой грамотности
2 «Г» класс (1 часа * 33 недели = 33 часа)
п/п

№
11
22
33
44
55
66
77
88
99
110

Тема учебного
занятия
Этот дивный мир
финансов.

Колво часов
1

Тип
урока
Урок
усвоения новых
знаний.
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок

Дата
изучения

Планируемые результаты
Понимать, что такое финансы.

Что такое деньги
и как они появились.
История монет.

1

Бумажные
деньги.
Рассмотрим
деньги поближе.
Защита от подделок.
Деньги, которые
не видишь.
Валюты, или
почему у всех стран
разные деньги.
Финансовое
мошенничество.

1

1

Комбинир
ованный урок

Какие деньги
были раньше в России.

1

Комбинир
ованный урок.

Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег.

1

Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок.

Описывать современные российские деньги.
Решать задачи с элементарными денежными
расчётами.
Объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта.
Приводить примеры иностранных валют.

Современные
деньги России.
111
Кто печатает
деньги.
112
Как передать
деньги в другую страну.

1

1
1
1

1
1

Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок.

Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет.
Объяснять, почему появились монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
Объяснять, почему изготовление фальшивых
денег является преступлением.

12

113
114
115
116
117
118
119
220
221
222
223
224
225
226

Что такое банк и
откуда в нём деньги?
Что такое
банковский вклад и
зачем он нужен.
Зачем людям
нужны кредиты.
О чём расскажет
кредитная история.
Банкоматы и
банковские карты.
Откуда в семье
берутся деньги.
На что семьи
тратят деньги.
Семейный
бюджет.
Учимся
планировать семейный
бюджет.
Что такое
пенсия.
Тестирование по
пройденным темам.
Как планировать
расходы.
Как правильно
потратить карманные
деньги.
Зачем нужен
финансовый план.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.

Общие понятия о кредите и кредитной истории.

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
Объяснять причины различий в заработной плате.
Объяснять, кому и почему платят пособия.
Приводить примеры того, что можно сдать в
аренду.

Объяснять, что влияет на намерения людей
совершать покупки.
Сравнивать покупки по степени необходимости.
Различать планируемые и непредвиденные расходы.
Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Объяснять, как управлять деньгами.
Сравнивать доходы и расходы.

13

227

Как делать
сбережения.
228
Что такое
страхование.
229
Почему у людей
разные зарплаты.
330
Налоги.

1

331

Как стать
инвестором?
332
Интерактивная
игра «Финансовый
филворд»

1

333

Интерактивная
игра «Финансовый бой»

1

334

Игра
«Монополия»

1

1
1
1

1

Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Комбинир
ованный урок
Комбинир
ованный урок.
Урок
обобщения и
систематизации
знаний.
Урок
контроля знаний,
умений и
навыков.
Урок
обобщения и
систематизации
знаний.

Объяснять, как можно экономить.
Составлять бюджет на простом примере.
Объяснять, в какой форме можно делать
сбережения.
Приводить примеры доходов от различных
вложений денег.
Сравнивать разные виды сбережений.

Рационально использовать стартовый капитал.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».