МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Забайкальского края Муниципальное общеобразовательное учреждение Батаканская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ Батаканская средняя общеобразовательная школа» ___ __________ О.Ю.Коренева Приказ № 58 От 21.06.2024 г.___ Рабочая учебная программа «Читаем в поисках смысла» Срок реализации программы1 год 1 класс Ёлгина Ж.М. учитель начальных классов С.Батакан 2024 Пояснительная записка Рабочая программа «Читаем в поисках смысла» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф. - М.: Вентана-Граф, 2013. Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи программы: • создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений; • формировать интерес к литературному чтению; • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух; • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; Варианты реализации программы и формы проведения занятий Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать читательскую грамотность, собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым произведениям и темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). Приемы работы, используемые на занятиях: - прослушивание и рассматривание книг под руководством учителя; - знакомство с книгой в опоре на 3 показателя: иллюстрация, заглавие, автор; - узнавание сюжета по иллюстрации; - последовательное воспроизведение сюжета по вопросам учителя; - разучивание стихов на основе хоровой декламации, по серии иллюстраций; - разгадывание загадок по рифме; - пересказ произведения, отдельных эпизодов, воспроизведение отдельных реплик, песенок, диалогов, чувств, действий героев; - постановка живых картин; - инсценирование; - осмысливание заглавия – почему названо? - оценивание поступков героев, опираясь на текст и личный опыт; - свободные высказывания учащихся по теме; на основе вопроса: чем запомнился герой? - побуждение учащихся к самостоятельному чтению, рассматриванию книг дома, семейному чтению; - викторины; - рисование иллюстраций (по впечатлению). Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций федеральной программы воспитания и программой воспитания МОУ Батаканская СОШ. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: • в выделении в цели программы ценностных приоритетов; • в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; • в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Общая характеристика курса. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. В курсе внеурочной деятельности «Читаем в поисках смысла» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности. Описание ценностных ориентиров содержания курса Результатами обучения читательской грамотности являются осмысление обучающимися системы ценностей: *ценность жизни человека -осознание ответственности за себя и других людей, ответственности за сохранение природы как среды обитания; *ценность общения- понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры; *ценность гражданской солидарности – обладание чувством справедливости, милосердия, чести, достоинства к себе и другим людям; *ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. * сохранение и развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; формирование представлений о языке как универсальной ценности; *изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; *развитие устойчивого познавательного интереса к литературному чтению художественных произведений; *включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка на примере произведений детских писателей. Принципы реализации программы: Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя. Место курса в учебном плане. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в год), продолжительность занятия 30-35 минут. Основное содержание программы а) Тематический план Наименован ие раздела Литературн ые сказки Мир полон звуков. Колич ество часов 5 Универсальные учебные действия воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; наблюдать за функцией и ударением в слове О братьях 5 наших меньших. сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Мои первые 13 книжки формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. Произведен 10 ия о родной природе. наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. Итого 33 Б) Содержание программы В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей. Информационно – методическое, ресурсное обеспечение реализации программы Нормативные документы: 1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.) 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.) 5.Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.) Методическая литература: 1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6 2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. 5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта наука,2001. 9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985. 10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг. Цифровые образовательные ресурсы Сайт Министерства образования и науки РФhttp://www.mon.gov.ru Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсовдля общего образования http://www.ndce.edu.ru Школьный портал http://www.portalschool.ru Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru Учительская газета www.ug.ru Журнал «Начальная школа» www.openworld/school Презентации и видеоролики viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html, metodisty.ru. Планируемые результаты обучения Личностные результаты: Воспитание художественно-эстетического вкуса, читательских потребностей, эстетических ценностей и чувств на основе опыта слушания и чтения произведений художественной литературы. *Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей. *Осознание значимости чтения для личного развития, для формирования представлений об окружающем мире, понятий о добре и зле, дружбе. *Развитие умения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: *Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. *Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. *Использование знаково-символических средств представления информации. *Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. *Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждения. *Умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: *Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. *Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. *Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки. *Повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, основных элементов книги, культуры чтения. *Формирование внутренней мотивации чтения (Читаю для себя, читаю потому что интересно). Коммуникативные УУД: *Осознанно и свободно строить высказывания на заданную тематику в устной и письменной форме. *слушать собеседника, вести диалог и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. *Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебной задачи. *Осуществлять самоконтроль, адекватно реагировать на поведение окружающих и оценивать своё поведение. Предметные результаты: *Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка. *Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам. *Отвечать на вопросы по содержанию текста. *Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану. *Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. *Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. *Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, *Рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня (Читательское портфолио). *Расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года). *Увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы, района, города, в расширение домашних библиотек, культурного досуга детей (посещение театров, кино, экскурсий). *Развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта. * Повышение читательской самооценки. *Совершенствование приемов анализа художественных текстов. * Использовать справочные источники для понимания и получения дополнительной информации. Календарно - тематическое планирование № п/п 1. 2. Тема занятия Дат а 1 В.Берестов «Мастер птица» С.Маршак «Усатый 1 полосатый», «У солнышка в Содержание Планируемые результаты занятия Литературное контролировать правильность слушание, постановки ударения в словах; рассматривание осуществлять взаимный контроль книги, выделение и оказывать в сотрудничестве понятий: автор, необходимую взаимопомощь обложка, страница, (работать в парах и малых иллюстрация, группах); заглавие. находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Рассматривание формулировать собственное книг, уточнение мнение, аргументировать его, значений договариваться и приходить к непонятных слов. общему решению при совместном гостях». Словацкая сказка. Разыгрывание обсуждении проблемы; диалогов, пересказ составлять устно небольшое по серии картинок монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; 3. «Ни окошек, ни 1 дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Разгадывание загадок различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. 4. Русские народные 1 потешки и прибаутки. 5. «Ребятам о 1 зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» С.Сахарнов 1 «Самый лучший параход». Р.Сеф.«Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» Русские народные 1 игры. Игра «Вася – гусёночек» 6. 7. 8 Ш.Перро «Красная 1 шапочка» воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания Хоровое участвовать в обсуждении проговаривание, проблемных вопросов, работа с формулировать собственное мнение иллюстрациями, и аргументировать его; оглавлением частей анализировать информацию, текста; чтение и представленную на рисунке; анализ потешек и прибауток Чтение, анализ воспринимать на слух и понимать произведения и информационный текст; рассматривание самостоятельно планировать иллюстраций книг; действия по выполнению учебного характеристика задания; отрабатывать навыки героев. беглого, осознанного, выразительного чтения Характеристика различать употребление в тексте героевпроизведени слов в прямом и переносном я; осознанное значении; подбирать синонимы для чтение, устранения повторов в тексте; воспроизведение содержания по иллюстрациям Чтение и моделировать на основе разучивание полученной информации считалок для собственные высказывания о выбора ведущих происхождении выбранного ролей, сюжетные произведения; игры Чтение, анализ Отрабатывать навыки беглого, произведения и осознанного, выразительного рассматривание чтения, уточнять значение слова по иллюстраций книг; толковому словарю характеристика героев. 9. Ш. «Мальчик пальчик» 10 «Лес не школа, а 1 всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». Русская народная 1 сказка «Петушок – золотой гребешок» 11 Перро 1 с 12 Сказки о животных 2 С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» 13. «Подскажи 1 словечко» Стихи и загадки Е. Серова 14. Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» 1 15. К.Чуковский «Доктор Айболит» 1 Анализ, характеристика героев произведения; осознанное чтение, воспроизведение содержания по иллюстрациям Чтение, анализ произведения и рассматривание иллюстраций книг; характеристика героев. наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; Чтение, анализ произведения и рассматривание иллюстраций книг; характеристика героев; словесное рисование. Чтение, анализ жанра, рассматривание образа героев произведения Чтение, рассматривание книги, отыскивание загадок Осознанное выразительное чтение и рассматривание книги, инсценирование отрывка произведения самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения Чтение, рассматривание иллюстраций, инсценирование Отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, уточнять значение слова по толковому словарю самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении Отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 16. Ступеньки 1 мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» Анализ и чтение произведения, рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки» 17 Н.Носов «Метро», 1 «Телефон», «Леденец». Чтение, анализ произведения и рассматривание иллюстраций книг; характеристика героев; словесное рисование. 18 А.Соколовский «Бабушкина вешалка», 1 19. Е.Благинина «Бабушка-забота» 1 20. Стихи о родном 1 крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». О героях. 1 А.Митяев «Богатыри» 21. 22 В.Осеева «Добрая 1 хозяюшка» 23. В.Осеева листья». «Синие 1 наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях Чтение по ролям, уточнять значение слова по работа с толковому словарю; выбирать иллюстрациями, адекватные языковые средства для составление успешного решения характеристик коммуникативных задач; главных героев различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; отработка навыков чтения Анализ и чтение по ролям, работа с иллюстрациями, составление характеристик главных героев Рассматривание сборника стихов, выразительное чтение, заучивание стихотворения Рассматривание иллюстраций и анализ книги, чтение произведения Анализпроизведени я; рассматривание иллюстраций; характеристика героев; словесное рисование. Комментированное чтение, пересказ по серии картинок, выбор самого радостного сюжета, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст самого грустного, рисование картинок к произведениям 24. «Поговорим о 1 наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. «В стране 1 Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». Выразительное чтение, рассматривание сборника «О мамах», заучивание стихотворения воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания Рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок; выразительное чтение наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; 26. Знакомые 1 незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». Анализ, характеристика героев произведения; осознанное чтение, воспроизведение содержания по иллюстрациям различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; 27 Книги о животных. 1 Е. Чарушин «На нашем дворе», Пересказ сюжета по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения 28. Ю. Дмитриев 1 «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». Комментированное чтение, пересказ по серии картинок, выбор самого радостного сюжета, самого грустного, рисование картинок к произведениям самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения 29. Э. Успенский 1 «Чебурашка», А. Рассматривание осуществлять поиск необходимой сборника стихов, информации для выполнения 25. Барто «Игрушки» 30. О чем я мечтаю. 1 В. Катаев «Цветик – семицветик» 31. Про школу. С. 1 Баруздин «Как Алёше учиться надоело» 32 Проект загадок» 33. Экскурсия школьную библиотеку. Итого «Страна 1 в 1 33 ч выразительное чтение, разгадывание загадок Разучивание песенки, рисование цветикасемицветика учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст самостоятельно планировать действия по выполнению учебного задания; отрабатывать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения Рассматривание различать употребление в тексте книг, уточнение слов в прямом и переносном значений значении; подбирать синонимы для непонятных слов. устранения повторов в тексте; Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок Подготовка самостоятельно планировать выступлений, действия по выполнению учебного защита проектов проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания Работа с выставкой осуществлять поиск необходимой книг, знакомство с информации для выполнения хранилищем книг учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст