№ 39 о библиотеке ОУ_подписано

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Батаканская средняя общеобразовательная школа

Корене
ва
О_Ю_

Коренева О_Ю_
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Батакан
2021-06-24 11:10:04

Утверждаю:
Приказ №_____ от «___»__.2018г.
Директор ОУ: ___________________
/О.Ю. Коренева/

Локальный нормативный акт № 39
Положение
о библиотеке
общеобразовательного учреждения

Батакан
2018г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Закона «О библиотечном деле», на основании Приказа от 1 марта 2004 г. № 2/2 «Об
основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждений
общего образования РФ», в соответствии с ФГОС, СанПиН, Устава образовательного
учреждения; на основании Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности», в соответствии со статьей 13 Закона о запрещении
массового распространения экстремистской литературы; Федерального закона от
29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию".
1.2. Настоящее Положение регулирует работу библиотеки общеобразовательного
учреждения.
Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения
(далее – ОУ), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.З. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека)
отражается в Уставе общеобразовательного учреждения.
1.4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения:
 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
 их адаптация к жизни в обществе,
 создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ,
 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
 формирование здорового образа жизни.
1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются Положением о библиотеке ОУ и Правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем ОУ.
1.7.Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки общеобразовательного учреждения являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд
аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и
иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
3 . 1 . Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОУ:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
 аккумулирует фонд документов, создаваемых в ОУ (публикаций и работ
педагогов ОУ, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю ОУ;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в
системе дистанционного обучения);
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации; содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
 содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр
видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
 руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
3

 создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы ОУ, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства ОУ по вопросам управления
образовательным процессом;
 поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
 является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении
обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном
в сельской местности.
4.2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал),
может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и
специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.).
4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется
на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами ОУ, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.4. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется Уставом ОУ.
4.5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного
учреждения.
4.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, ОУ обеспечивает
библиотеку:
 гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечно
информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиН:
 современной
электронно-вычислительной,
телекоммуникационной
и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.7. ОУ создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4

4.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечням
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в
соответствии с Уставом учреждения.
4.9.Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем)
в соответствии с правилами внутреннего распорядка ОУ. При определении режима
работы библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
 одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
 не менее одного раза в месяц - методического дня.
4.10.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека ОУ взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
5. Управление. Штаты.
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской
Федерации,
субъектов
Российской
Федерации
и
Уставом
общеобразовательного учреждения.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель ОУ.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь),
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и
руководителем ОУ, обучающимися, их родителями (иными законными представителями)
за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными
квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом ОУ.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем ОУ, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
ОУ.
5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации,
регионального информационного центра.
5.6. Порядок комплектования штата библиотеки ОУ регламентируется его Уставом.
5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
5.8. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение
библиотечно-информационной
и
педагогической
деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.9. Трудовые отношения работников библиотеки и ОУ регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе ОУ и Положении о библиотеке
ОУ;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
5

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой ОУ,
утвержденными
руководителем ОУ, и по согласованию с родительским комитетом
или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю ОУ по совершенствованию оплаты труда, в
том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении ОУ в порядке, определяемом Уставом этого
учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством ОУ
или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой ОУ;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем ОУ:
и) повышать квалификацию
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях, при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю ОУ.
6

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1класса);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
и) предоставлять документы по требованию библиотекаря в связи с проведением
инвентаризации библиотечного фонда (или иных учётных операций);
к) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
ОУ.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся ОУ в библиотеку производится по списочному составу класса
в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников ОУ, родителей (иных
законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотекой производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует факт выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
 учебники, учебные пособия - учебный год;
 научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц,
 периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
7

обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
С положением ознакомлен:
№
ФИО

ДАТА

8

ПОДСПИСЬ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».