Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» МУНИЦИПАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО - ЮНЕШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» Принята на заседании педагогического совета от « 25»._______20__ г. Протокол № ______ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET="ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:05:40 Foxit Reader Версия: 9.7.2 Утверждаю: директор МУДО ДЮСШ __________/В.М. Кочнёв Приказ №____« » ____20__г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА краеведческое направление «Юный путешественник» Возраст обучающихся: 11-17 лет Количество часов в год 34 Базовый уровень Срок реализации программы – 1 год Педагог: Епифанцева Юлия Анатольевна. Газимурский-Завод 2023 г. Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Юный путешественник» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: - Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273 ФЗ, ст.47 п.4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1.п.1- п.8, ст.42. - Письма Миноборонауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. -Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (уст. 7 декабря 2018 г.) -Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. - Режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». -Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро- Заводского района. Дополнительная общеобразовательная программа «Юный путешественник» ориентирована на учащихся 5-11 классов. Программа имеет краеведческую направленность. Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины о нем можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в экстремальных ситуациях, а так же сейчас в наше время возрастает отчуждённость, жестокость между людьми, нужно тем более использовать возможности туризма для формирования коллективизма, для воспитания взаимовыручки. Актуальность: на сегодняшний день одним из важных направлений, как в школьном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовании остается укрепление здоровья. Программа «Юный путешественник» является средством включения детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу жизни. Именно самодеятельный туризм способствует закалке детского организма, его укреплению, физическому развитию, а также познанию живой природы, изучению флоры и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе. Новизна данной программы заключается в преимущественно практикоориентированных педагогических технологиях в проведении занятий. Суть их заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей и подростков, а также в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся. Настоящая программа рассчитана на 1 год в объёме 34 ч. Целью формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, профессионального самоопределения личности. Задачи программы: Предметные: - Способствовать овладению обучающихся туристскими умениями и навыками; - Обучать техническим приёмам и навыкам для успешного участия и проведения туристических соревнований, туристских пеших походов, экскурсий местного уровня; - Формировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий; - Обучать эмоциональным, интеллектуальным, практическим навыкам, для обеспечения выживания в экстремальных условиях; - Обучать основам оказания доврачебной помощи пострадавшим в экстремальных условиях; - Показать технологию создания текстового, графического и видеоконтента (преимущественно научно-популярного и учебного характеров) с использованием современных цифровых технологий. - Создать силами обучающихся серию учебных видеофильмов и сайтов. Личностные: - Формировать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном обществе; - Развивать способности к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль своих действий, своего поведения и отношения к делу, дисциплинированность и организованность и т. п.); - Развивать эмоциональную сферу личности, повышать уверенности в себе, формировать позитивную самооценку; - Формировать умение проявлять самостоятельность и волевые качества в решении задач; - Воспитывать трудолюбие, ответственность, дисциплинированность; - Воспитывать стремление к познанию и саморазвитию; - Приобщить ребёнка к здоровому образу жизни. Метапредметные: - Обучать способам и приёмам самостоятельной и коллективной работы решения проблем развития любой ситуации; - Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через общение с природой и творческие исследовательские работы; - Развивать волевые качества: выдержку, смелость в решении возникающих вопросов, усидчивость, способность управлять своим поведением; - Развивать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями. Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы «Юный путешественник» Предметные результаты: - Учащиеся ознакомлены с задачами краеведения и его значением в жизни общества; - Учащиеся ознакомлены с природными, историческими особенностями родного края; - Учащиеся владеют базовыми навыками организации экскурсии; - Учащиеся имеют ценностное отношение к природе родного края; - Овладение учащимися основами туристской деятельности; - Учащиеся имеют представление о различных видах туристской деятельности; - Овладение учащимися базовой техникой и умениями прохождения туристской естественных и искусственных препятствий индивидуально и в группе; - Учащиеся ознакомлены с принципом работы компьютера; - Учащиеся ознакомлены с программами для обработки текстов, графики и видео. Метапредметные результаты: - Расширение кругозора и способов познания; - Развитие выносливости, координации движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями ребенка; -Развитие коммуникативности учащихся: развитие умений работать индивидуально и в группе в различных ситуациях; - Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии; - Развитие волевых качеств: выдержки, уверенности в решении возникающих вопросов, усидчивости, способности управлять своим поведением. Личностные результаты: - Развитие стремления к самообразованию, познавательной деятельности; - Развитие навыков самоконтроля, самодисциплины; - Развитие бережного отношения к окружающему миру: людям, природе, животным; развитие чувства патриотизма; - Сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - Развитие учебно-познавательного интереса к мультимедийному творчеству; - Формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа является разноуровневой. Особенностью содержанию программы является дифференциация содержания: базовый уровень усвоения. Программа рассчитана на подготовку обучающихся 11-17 лет. Настоящая программа рассчитана на 1 год в объёме 34 часа. Зачисление детей производиться в начале учебного года после предварительной диагностики обучающегося и собеседования с ними. Форма обучения очная, с использованием технологий дистанционного обучения. При реализации программы предусмотрена возможность последовательно/параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося. Программа включает теоретические и практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебнотренировочных походов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. В каникулярное время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности. При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы: метод самореализации, самоуправление через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях; поисково-исследовательский метод – самостоятельная туристко-краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях; метод контроля: спортивный рост, качество усвоения программы. Руководителем объединения могут быть использованы такие формы реализации программы, как: проведение походов, экскурсий, вечеров, соревнований по топографии. Туристический поход – это итог всего изученного материала. Форма организации детей на занятиях. Индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная. Формы проведения занятий. Фронтальное, групповое, практическое занятие, беседы, дискуссии, соревнования, семинары, занятие-экскурсия, поход. Учебно-тематический план. № Тема занятия Количество часов Теория Практика Всего 1 2 3 4 5-6 7-8 910 1114 Спортивный туризм – вид спорта. Порядок тренировок. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Гигиена одежды и обуви. ТБ. Что такое поход. Цели и задачи похода. Маршрут похода. Обязанности в группе. Туристское снаряжение, используемое в походах, подбор продуктов и медикаментов для похода выходного дня. Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Правила безопасного поведения в пешем походе. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. Вязка узлов. Тренировка 1 1 - 1 1 Форма аттестации и контроля Беседа, опрос. 1 - 1 - 1 - 1 2 Опрос. Беседа, тестирование. Тестирование, опрос, зачет 1 1 2 Опрос, тестирование. 1 1 2 Ролевые игры. 1 1 4 Зачет 1 3 1518 19 2023 2425 2627 2829 3031 3234 работы с карабинами. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света. Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. Способы измерения расстояний по карте и на местности. Глазомер. Масштаб карты. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Резерв (Экскурсии по окрестностям села) 4 Опрос, зачет. 1 3 - 1 1 4 Игра по станциям, Зачет, игра по станциям. 1 3 2 Тестирование. - 2 2 Зачет. - 2 2 Опрос - 2 2 Беседа, тестирование. 1 3 Содержание программы. Общая подготовка. 1 3 Фото отчет. Введение. Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Инструктаж по технике безопасности. Основы туристской подготовки Подготовка к походу. Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе. Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода. Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности. Заготовка дров, выбор места для костра разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки. Обеспечение безопасности и жизнедеятельности. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Практические занятия: Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач. Снаряжение туриста. Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки). Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. Практические занятия: Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами. Топография и ориентирование Топографическая и спортивная карта. Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Практические занятия: Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Игры и упражнения на запоминание условных знаков. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Компас. Работа с компасом. Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света. Практические занятия: Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. Измерение расстояний. Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты. Практические занятия: Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. Способы ориентирования. Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель. Практические занятия: Движение с картой на местности, движение по легенде. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности. Профилактика различных заболеваний. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине. Экскурсионная программа. Практические занятия: Экскурсии по окрестностям села. № Темы 1 Спортивный туризм – вид спорта. Порядок тренировок. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Гигиена одежды и обуви. ТБ. Форма занятий Лекция Методическое обеспечение. Методы Дидактический материал Словесные (беседа) Лекция Словесные (рассказ), наглядные (видеофильм). Методические указания по технике пешеходного туризма. Занятие по формировани ю новых знаний. Лекция Словесные (рассказ), наглядные (видеофильм). Занятие по формировани ю новых знаний. Лекция Словесные (рассказ), наглядные (видеофильм, работа с книгой). Соревновани Словесные Методические указания по технике пешеходного туризма. Методическое пособие для проведения занятий по организации похода и внеурочной работе. Методические Что такое поход. Цели и задачи похода. Маршрут похода. Обязанности в группе. Туристское Вид и форма контроля Контрольнопроверочное занятие. Практическое снаряжение, используемое в походах, подбор продуктов и медикаментов для похода выходного дня. Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Правила безопасного поведения в пешем походе. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами. Спортивная карта, ее масштаб, е (объяснение), наглядные (видеофильм). рекомендации для подготовки по спортивному ориентированию . применение знаний, умений (закрепление) . Лекция Наглядные (плакаты, рисунки), работа с книгой Методические рекомендации для подготовки по спортивному ориентированию . Обобщение и систематизац ия изученного. Видео занятие Наглядные (видео фильм), словесные (объяснение) Методические тестирование рекомендации для подготовки по спортивному ориентированию . Видео занятие Наглядные (схемы, плакаты), словесные (объяснение) Методические рекомендации для подготовки по спортивному ориентированию Лекция Наглядные Методические Контрольно( карта, рекомендации по проверочное видеофильм) ориентированию занятие Практическое применение знаний, умений (закрепление) . условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях , их отличительные особенности. Игры и упражнения с использование м спортивных карт. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света. Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. Способы измерения расстояний по карте и на местности. Глазомер. Масштаб карты. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. Виды ориентиров: точечный, линейный, Соревновани е Игра Практические Методические Практическое (упражнения по рекомендации по применение спортивному ориентированию знаний, ориентированию умений ) (закрепление) . Словесные Методические Практическое (объяснение), рекомендации применение практические для подготовки знаний, (упражнения по команд по умений спортивному спортивному (закрепление) ориентированию ориентированию . Лекция Практические Методические Тестирование (работа по рекомендации атласу) для подготовки команд по спортивному ориентированию Видео занятие Словесные (объяснение), практические (работа с картой) Методические указания по ориентированию . Практическое применение знаний, умений (закрепление) . Лекция Словесные (объяснение), практические (работа с картой) Методические указания по ориентированию . Практическое применение знаний, умений звуковой, ориентир цель. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Резерв (Экскурсии по окрестностям села) (закрепление) . Тестирование Видео занятие Наглядные (видео фильм) Методический материал по теме занятий « Основные приемы оказания первой доврачебной помощи» Поход Наглядные (фото) Методические Фото отчет указания по технике пешеходного туризма. Материально-техническое обеспечение Программа учебной дисциплины «Юный путешественник» предполагает наличие у команды (кружка) необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения. Туристское снаряжение: 1. Рюкзак - 15 шт. 2. Спальный мешок - 15 шт. 3. Турковрики - 15 шт. 4. Рукавицы брезентовые - 7 пар. 5. Палатки - 5 шт. 6. Топор, котелки, пила, канистра, лопата. 7. Аптечка – 1 набор. 8. Компасы спортивные - 20 шт. 9. Веревка основная (40 м) - 1 шт. 10. Веревка вспомогательная (40 м.) - 1 шт. 11. Карабин туристский с муфтой - 1 шт. 12. Фонарь - 15 шт. 13. Кружка, ложка, миска, вилка, нож -15 шт. 14. Ремонтный набор – 1 шт. 15. Тент -1 шт. 16. Костровое оборудование – 1 шт. 17. Накидка от дождя – 15 шт. Тренажер сердечно- легочной реанимации « Максим». Диагностика результативности и качества образовательного процесса. № Фамилия, имя Знает, как ориентирова ться на местности, Знает виды костров. Способы их разведения Знает как оборудовать бивуак и ставить Умеет оказывать доврачебную помощь. карте, приметам палатку. За каждое задание начисляется от 0до 3 б. Максимум набранных баллов – 12 б. Воспитательная программа данной рабочей программы по ДОП. Цель – обеспечение социального формирования личности: развитие нравственных, умственных, эстетических, трудовых потребностей. Задачи: - Формировать дружеские взаимоотношения в группе и между группами; - Способствовать развитию волевого поведения; - Влиять на формирование чувства прекрасного; - Формировать экологические знания, нормы поведения в природном и городском окружении. Цели и задачи воспитательной части программы совпадает с основной, так как Программа нацелена на формирование и развитие социально-адаптирующейся личности учащегося, способного к творческому самовыражению через элементы туристскокраеведческой деятельности. Виды, формы и содержание деятельности Физическое воспитание. Физическое воспитание является неотъемлемой частью туристской составляющей Программы: подготовка к соревнованиям, однодневным и многодневным (базовый уровень) походам. Самоцелью физического воспитания является гармоничное физическое развитие учащегося, а также укрепление ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему организму. Физическая подготовка идёт в течение всего года обучения: упражнения на выносливость, ловкость и др. в процессе обучения использования туристским снаряжением, овладении навыками преодоления естественных и искусственных препятствий. Итоговое участие во внутренних соревнованиях способствует к повышению самооценки учащегося. Нравственно-патриотическое воспитание. Нравственно-патриотическое воспитание имеет особое место в Программе, так как одной из задач ее является прививание бережного отношения к окружающим людям (в том числе педагогу и сверстникам) и природе. Создание условий для социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Реализуется этот вид деятельности через все занятия: воспитание семейных ценностей через изучение традиций семьи, изучение родного края через экскурсии, изучение истории, особенностей природы и географии, непосредственное прикосновение к природе с использованием туристских навыков. Социально-личностное воспитание. Программа подразумевает создание условий для формирования и развития социально-адаптирующейся личности учащегося, повышения уровня мотивации к самообразованию и саморазвитию. Этот компонент также реализуется на каждом занятии через предоставление педагогом различных способов и вариантов познания мира (изучение родного края через экскурсии, изучение истории, особенностей природы и географии, непосредственное прикосновение к природе – прогулки по лесу, изучение непосредственное флоры и фауны края и т.д.) Художественно-эстетическое воспитание. Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Реализуется это через: - посещение выставок, музеев, участие в экскурсиях; - участие в походах, прогулках по лесу; - участие в выставках и конкурсах фотографий, рисунков в рамках объединения; - содействие педагогу в создании эстетической развивающей среды (оформления) в учебном помещении. Календарный план воспитательной работы № Дела, события, практики, мероприятия. Участники Дата проведения Ответственные 1 Регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня. Группа кружка В течение учебного года Епифанцева Ю.А 2 Общешкольный поход 1 июня « Счастливое детство» Группа кружка 01.06 Епифанцева Ю.А 3 Традиционная экскурсия – поход «Тропа предков». Группа кружка сентябрь Епифанцева Ю.А Классные руководители Классные руководители 4 Урок безопасности Группа кружка сентябрь Епифанцева Ю.А 5 Викторина «Мое село» Группа кружка октябрь Епифанцева Ю.А Классные руководители 6 7 Выставка фотографий обучающихся на тему «Мой дом. Моя улица. Мой район». Группа кружка «Очистим планету вместе» Группа кружка декабрь Епифанцева Ю.А Классные руководители октябрь Епифанцева Ю.А Классные руководители Учебно-методические пособия. 1. Учебник по ОБЖ 6 класс под редакцией Ю.Л. Воробьева 2. Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов ОБЖ. А.В. Шиганов. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с. 4. Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма» Самойленко А.А. Краснодар,2011. 5..Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой. 6.Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению. Краснодар, 1995. 7.Энциклопедия туриста. М., 1993 8. Учебные видео с сайтов: Инфоурок, РЭШ. - правила поведения в природе; -СИЗ и коллективной защиты; - способы узлов; - укусы насекомых и защита от них; - 7 мифов о грибах; - 10 фактов о змеях; - автономное существование в природе; - азимут; - безопасность дорожного движения; - если ты заблудился в лесу; - как ориентироваться в лесу; - общие правила оказания первой помощи; - определение места для бивака и организация бивачных работ; - первая помощь при обмороке; - первая помощь при ожогах; - переломы; - подготовка к выходу на природу 9. Атлас. Ориентирование на местности. 10. Рабочая тетрадь по ОБЖ «Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях».