Программа кружка Юн путешественник

Комитет образования администрации муниципального района
«Газимуро-Заводский район»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО - ЮНЕШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Принята на заседании
педагогического совета
от « 25»._______20__ г.
Протокол № ______
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
АЯ ШКОЛА

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET="ЦЕНТРАЛЬНАЯ
УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА,
ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461,
ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга
Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023-12-18 10:05:40
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Утверждаю:
директор
МУДО ДЮСШ
__________/В.М. Кочнёв
Приказ №____« » ____20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
краеведческое направление
«Юный путешественник»

Возраст обучающихся: 11-17 лет
Количество часов в год 34
Базовый уровень
Срок реализации программы – 1 год

Педагог: Епифанцева Юлия Анатольевна.

Газимурский-Завод
2023 г.

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Юный путешественник» разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273 ФЗ, ст.47 п.4, ст.34 п.2,3, ст.48
гл.1.п.1- п.8, ст.42.
- Письма Миноборонауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию программ дополнительного образования.
-Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (уст. 7 декабря 2018 г.)
-Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
- Режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
-Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро- Заводского района.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный путешественник»
ориентирована на учащихся 5-11 классов. Программа имеет краеведческую
направленность.
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в
туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива,
настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.
Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую
пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные
средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм
– самый массовый и самый доступный вид туризма.
Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время
походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины о
нем можно сказать не только как об уникальном оздоровительном отдыхе, но и как о
важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф,
террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки
занимающихся к действиям в экстремальных ситуациях, а так же сейчас в наше время
возрастает отчуждённость, жестокость между людьми, нужно тем более использовать
возможности туризма для формирования коллективизма, для воспитания взаимовыручки.
Актуальность: на сегодняшний день одним из важных направлений, как в
школьном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовании остается
укрепление здоровья. Программа «Юный путешественник» является средством
включения детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу
жизни. Именно самодеятельный туризм способствует закалке детского организма, его
укреплению, физическому развитию, а также познанию живой природы, изучению флоры
и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе.
Новизна данной программы заключается в преимущественно практикоориентированных
педагогических технологиях в проведении занятий. Суть их
заключается в учете особенностей развития и потребностях современных детей и
подростков, а также в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам,
склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют
своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся.
Настоящая программа рассчитана на 1 год в объёме 34 ч.
Целью формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и
краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления,
профессионального самоопределения личности.

Задачи программы:
Предметные:
- Способствовать овладению обучающихся туристскими умениями и навыками;
- Обучать техническим приёмам и навыкам для успешного участия и проведения
туристических соревнований, туристских пеших походов, экскурсий местного уровня;
- Формировать представления о правилах поведения на природе, во время походов,
прогулок, экскурсий;
- Обучать эмоциональным, интеллектуальным, практическим навыкам, для обеспечения
выживания в экстремальных условиях;
- Обучать основам оказания доврачебной помощи пострадавшим в экстремальных
условиях;
- Показать технологию создания текстового, графического и видеоконтента
(преимущественно научно-популярного и учебного характеров) с использованием
современных цифровых технологий.
- Создать силами обучающихся серию учебных видеофильмов и сайтов.
Личностные:
- Формировать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном
обществе;
- Развивать способности к самовоспитанию и самообразованию (контроль и самоконтроль
своих действий, своего поведения и отношения к делу, дисциплинированность и
организованность и т. п.);
- Развивать эмоциональную сферу личности, повышать уверенности в себе, формировать
позитивную самооценку;
- Формировать умение проявлять самостоятельность и волевые качества в решении задач;
- Воспитывать трудолюбие, ответственность, дисциплинированность;
- Воспитывать стремление к познанию и саморазвитию;
- Приобщить ребёнка к здоровому образу жизни.
Метапредметные:
- Обучать способам и приёмам самостоятельной и коллективной работы решения
проблем развития любой ситуации;
- Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию
через общение с природой и творческие исследовательские работы;
- Развивать волевые качества: выдержку, смелость в решении возникающих вопросов,
усидчивость, способность управлять своим поведением;
- Развивать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с возрастными и
физическими возможностями.
Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы «Юный
путешественник»
Предметные результаты:
- Учащиеся ознакомлены с задачами краеведения и его значением в жизни общества;
- Учащиеся ознакомлены с природными, историческими особенностями родного края;
- Учащиеся владеют базовыми навыками организации экскурсии;
- Учащиеся имеют ценностное отношение к природе родного края;
- Овладение учащимися основами туристской деятельности;
- Учащиеся имеют представление о различных видах туристской деятельности;
- Овладение учащимися базовой техникой и умениями прохождения туристской
естественных и искусственных препятствий индивидуально и в группе;
- Учащиеся ознакомлены с принципом работы компьютера;
- Учащиеся ознакомлены с программами для обработки текстов, графики и видео.

Метапредметные результаты:
- Расширение кругозора и способов познания;
- Развитие выносливости, координации движений в соответствии с возрастными и
физическими возможностями ребенка;
-Развитие коммуникативности учащихся: развитие умений работать индивидуально и в
группе в различных ситуациях;
- Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии;
- Развитие волевых качеств: выдержки, уверенности в решении возникающих вопросов,
усидчивости, способности управлять своим поведением.
Личностные результаты:
- Развитие стремления к самообразованию, познавательной деятельности;
- Развитие навыков самоконтроля, самодисциплины;
- Развитие бережного отношения к окружающему миру: людям, природе, животным;
развитие чувства патриотизма;
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- Развитие учебно-познавательного интереса к мультимедийному творчеству;
- Формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном
обществе.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа
является
разноуровневой.
Особенностью
содержанию
программы
является
дифференциация содержания: базовый уровень усвоения. Программа рассчитана на
подготовку обучающихся 11-17 лет. Настоящая программа рассчитана на 1 год в объёме
34 часа. Зачисление детей производиться в начале учебного года после предварительной
диагностики обучающегося и собеседования с ними. Форма обучения очная, с
использованием технологий дистанционного обучения.
При
реализации
программы
предусмотрена
возможность
последовательно/параллельного освоения содержания программы на разных уровнях
углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых
возможностей каждого обучающегося. Программа включает теоретические и
практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебнотренировочных походов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. В каникулярное
время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как
со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.
При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы:
 метод самореализации, самоуправление через участие в походах, соревнованиях,
экскурсиях;
 поисково-исследовательский метод – самостоятельная туристко-краеведческая
работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях;
 метод контроля: спортивный рост, качество усвоения программы.
Руководителем объединения могут быть использованы такие формы реализации
программы, как: проведение походов, экскурсий, вечеров, соревнований по топографии.
Туристический поход – это итог всего изученного материала.
Форма организации детей на занятиях. Индивидуальная, групповая, фронтальная,
коллективная.
Формы проведения занятий.
Фронтальное, групповое, практическое занятие, беседы, дискуссии, соревнования,
семинары, занятие-экскурсия, поход.

Учебно-тематический план.
№

Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика

Всего
1

2

3
4

5-6

7-8

910

1114

Спортивный туризм –
вид спорта.
Порядок тренировок.
Требования к форме
одежды на занятиях
спортивным
туризмом. Гигиена
одежды и обуви. ТБ.
Что такое поход.
Цели и задачи похода.
Маршрут
похода.
Обязанности
в
группе.
Туристское
снаряжение,
используемое в
походах, подбор
продуктов и
медикаментов для
похода выходного
дня.
Правила размещения
предметов в рюкзаке.
Составление меню в
зависимости
от
характера похода и
времени
года,
в
зависимости
от
имеющихся
продуктов. Понятие о
герметичной
упаковке.
Правила безопасного
поведения в пешем
походе.
Меры
безопасности
при
преодолении
естественных
препятствий.
Знакомство
с
основной веревкой.
Знакомство с узлами:
восьмерка,
прямой,
встречный, штык. Их
применение.
Вязка
узлов.
Тренировка

1

1

-

1

1

Форма
аттестации и
контроля

Беседа, опрос.
1

-

1

-

1

-

1

2

Опрос.
Беседа,
тестирование.
Тестирование,
опрос, зачет

1

1

2

Опрос,
тестирование.

1

1

2

Ролевые
игры.
1

1

4

Зачет

1

3

1518

19

2023

2425

2627

2829

3031

3234

работы с карабинами.
Спортивная карта, ее
масштаб, условные
знаки. Виды карт.
Карты, используемые
в походах и на
соревнованиях, их
отличительные
особенности.
Игры и упражнения с
использованием
спортивных карт.
Строение
компаса.
Правила обращения с
компасом.
Определение сторон
света.
Игра
на
движение по компасу
(на север, юг и т.д.).
Диктант
на
понимание
сторон
света.
Способы измерения
расстояний по карте и
на местности.
Глазомер. Масштаб
карты.
Измерение
расстояния на карте с
помощью линейки.
Упражнения по
определению
расстояния «на глаз».
Работа с масштабом.
Виды ориентиров:
точечный, линейный,
звуковой, ориентир
цель.
Первая помощь при
различных видах
травм: ушибы,
ссадины, порезы.
Тепловой и
солнечный удар,
ожоги, обморожения.
Пищевые отравления.
Резерв (Экскурсии по
окрестностям села)

4

Опрос, зачет.

1

3

-

1

1

4

Игра
по
станциям,
Зачет, игра по
станциям.

1

3

2

Тестирование.
-

2

2

Зачет.

-

2

2

Опрос
-

2

2

Беседа,
тестирование.
1

3

Содержание программы.
Общая подготовка.

1

3

Фото отчет.

Введение. Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма
одежды. Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Требования к форме одежды
на занятиях спортивным туризмом. Инструктаж по технике безопасности.
Основы туристской подготовки
Подготовка к походу.
Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Обязанности в группе.
Распределение обязанностей в группе.
Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Подбор
снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в
рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в
зависимости от времени года и вида похода.
Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости
от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке.
Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для
костра. Правила разведения костра. Меры безопасности.
Заготовка дров, выбор места для костра разведение костра. Приготовление чая на
костре. Установка палатки.
Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры
безопасности при преодолении естественных препятствий.
Практические занятия: Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение
ситуационных задач.
Снаряжение туриста.
Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности на
соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта
при потере ориентировки).
Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами. Их применение.
Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный,
штык. Их применение.
Практические занятия: Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка
работы с карабинами.
Топография и ориентирование
Топографическая и спортивная карта.
Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт.
Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах.
Практические занятия:
Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Игры и упражнения на
запоминание условных знаков. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование
вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Игры и
упражнения с использованием спортивных карт.
Компас. Работа с компасом.
Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом.
Определение сторон света.
Практические занятия:
Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон
света.
Измерение расстояний.

Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении
шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты.
Практические занятия:
Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с
помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности
шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом.
Способы ориентирования.
Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель.
Практические занятия: Движение с картой на местности, движение по легенде.
Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору
основных ориентиров на карте и на местности.
Профилактика различных заболеваний.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Первая помощь
при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги,
обморожения. Пищевые отравления.
Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно
пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах,
ожогах, обморожениях. Тесты по медицине.
Экскурсионная программа.
Практические занятия: Экскурсии по окрестностям села.

№ Темы
1

Спортивный
туризм – вид
спорта.
Порядок
тренировок.
Требования к
форме одежды
на занятиях
спортивным
туризмом.
Гигиена
одежды и
обуви. ТБ.

Форма
занятий
Лекция

Методическое обеспечение.
Методы
Дидактический
материал
Словесные
(беседа)

Лекция

Словесные
(рассказ),
наглядные
(видеофильм).

Методические
указания
по
технике
пешеходного
туризма.

Занятие
по
формировани
ю
новых
знаний.

Лекция

Словесные
(рассказ),
наглядные
(видеофильм).

Занятие
по
формировани
ю
новых
знаний.

Лекция

Словесные
(рассказ),
наглядные
(видеофильм,
работа с книгой).

Соревновани

Словесные

Методические
указания
по
технике
пешеходного
туризма.
Методическое
пособие
для
проведения
занятий
по
организации
похода
и
внеурочной
работе.
Методические

Что такое
поход. Цели и
задачи похода.

Маршрут
похода.
Обязанности в
группе.

Туристское

Вид и форма
контроля

Контрольнопроверочное
занятие.

Практическое

снаряжение,
используемое
в походах,
подбор
продуктов и
медикаментов
для похода
выходного
дня.
Правила
размещения
предметов в
рюкзаке.
Составление
меню
в
зависимости
от характера
похода
и
времени года,
в зависимости
от имеющихся
продуктов.
Понятие
о
герметичной
упаковке.
Правила
безопасного
поведения
в
пешем походе.
Меры
безопасности
при
преодолении
естественных
препятствий.
Знакомство с
основной
веревкой.
Знакомство с
узлами:
восьмерка,
прямой,
встречный,
штык.
Их
применение.
Вязка узлов.
Тренировка
работы
с
карабинами.
Спортивная
карта, ее
масштаб,

е

(объяснение),
наглядные
(видеофильм).

рекомендации
для подготовки
по спортивному
ориентированию
.

применение
знаний,
умений
(закрепление)
.

Лекция

Наглядные
(плакаты,
рисунки), работа
с книгой

Методические
рекомендации
для подготовки
по спортивному
ориентированию
.

Обобщение и
систематизац
ия
изученного.

Видео
занятие

Наглядные
(видео фильм),
словесные
(объяснение)

Методические
тестирование
рекомендации
для подготовки
по спортивному
ориентированию
.

Видео
занятие

Наглядные
(схемы,
плакаты),
словесные
(объяснение)

Методические
рекомендации
для подготовки
по спортивному
ориентированию

Лекция

Наглядные
Методические
Контрольно(
карта, рекомендации по проверочное
видеофильм)
ориентированию занятие

Практическое
применение
знаний,
умений
(закрепление)
.

условные
знаки. Виды
карт. Карты,
используемые
в походах и на
соревнованиях
, их
отличительные
особенности.
Игры и
упражнения с
использование
м спортивных
карт.
Строение
компаса.
Правила
обращения с
компасом.
Определение
сторон
света. Игра на
движение по
компасу
(на
север, юг и
т.д.). Диктант
на понимание
сторон света.
Способы
измерения
расстояний по
карте и на
местности.
Глазомер.
Масштаб
карты.
Измерение
расстояния на
карте с
помощью
линейки.
Упражнения
по
определению
расстояния «на
глаз». Работа с
масштабом.
Виды
ориентиров:
точечный,
линейный,

Соревновани
е

Игра

Практические
Методические
Практическое
(упражнения по рекомендации по применение
спортивному
ориентированию знаний,
ориентированию
умений
)
(закрепление)
.
Словесные
Методические
Практическое
(объяснение),
рекомендации
применение
практические
для подготовки знаний,
(упражнения по команд
по умений
спортивному
спортивному
(закрепление)
ориентированию ориентированию .

Лекция

Практические
Методические
Тестирование
(работа
по рекомендации
атласу)
для подготовки
команд
по
спортивному
ориентированию

Видео
занятие

Словесные
(объяснение),
практические
(работа с картой)

Методические
указания
по
ориентированию
.

Практическое
применение
знаний,
умений
(закрепление)
.

Лекция

Словесные
(объяснение),
практические
(работа с картой)

Методические
указания
по
ориентированию
.

Практическое
применение
знаний,
умений

звуковой,
ориентир цель.
Первая
помощь при
различных
видах травм:
ушибы,
ссадины,
порезы.
Тепловой и
солнечный
удар, ожоги,
обморожения.
Пищевые
отравления.
Резерв
(Экскурсии по
окрестностям
села)

(закрепление)
.
Тестирование

Видео
занятие

Наглядные
(видео фильм)

Методический
материал
по
теме занятий «
Основные
приемы оказания
первой
доврачебной
помощи»

Поход

Наглядные
(фото)

Методические
Фото отчет
указания
по
технике
пешеходного
туризма.

Материально-техническое обеспечение
Программа учебной дисциплины «Юный путешественник» предполагает наличие у
команды (кружка) необходимого личного и группового туристского и специального
снаряжения.
Туристское снаряжение:
1.
Рюкзак - 15 шт.
2.
Спальный мешок - 15 шт.
3.
Турковрики - 15 шт.
4.
Рукавицы брезентовые - 7 пар.
5.
Палатки - 5 шт.
6.
Топор, котелки, пила, канистра, лопата.
7.
Аптечка – 1 набор.
8.
Компасы спортивные - 20 шт.
9.
Веревка основная (40 м) - 1 шт.
10.
Веревка вспомогательная (40 м.) - 1 шт.
11.
Карабин туристский с муфтой - 1 шт.
12.
Фонарь - 15 шт.
13.
Кружка, ложка, миска, вилка, нож -15 шт.
14.
Ремонтный набор – 1 шт.
15.
Тент -1 шт.
16.
Костровое оборудование – 1 шт.
17.
Накидка от дождя – 15 шт.
Тренажер сердечно- легочной реанимации « Максим».
Диагностика результативности и качества образовательного процесса.
№

Фамилия, имя

Знает,
как
ориентирова
ться
на
местности,

Знает виды
костров.
Способы их
разведения

Знает
как
оборудовать
бивуак
и
ставить

Умеет
оказывать
доврачебную
помощь.

карте,
приметам

палатку.

За каждое задание начисляется от 0до 3 б.
Максимум набранных баллов – 12 б.
Воспитательная программа данной рабочей программы по ДОП.
Цель – обеспечение социального формирования личности: развитие нравственных,
умственных, эстетических, трудовых потребностей.
Задачи:
- Формировать дружеские взаимоотношения в группе и между группами;
- Способствовать развитию волевого поведения;
- Влиять на формирование чувства прекрасного;
- Формировать экологические знания, нормы поведения в природном и городском
окружении.
Цели и задачи воспитательной части программы совпадает с основной, так как
Программа нацелена на формирование и развитие социально-адаптирующейся личности
учащегося, способного к творческому самовыражению через элементы туристскокраеведческой деятельности.
Виды, формы и содержание деятельности
Физическое воспитание. Физическое воспитание является неотъемлемой частью
туристской составляющей Программы: подготовка к соревнованиям, однодневным и
многодневным (базовый уровень) походам. Самоцелью физического воспитания является
гармоничное физическое развитие учащегося, а также укрепление ценностей здорового
образа жизни, бережного отношения к своему организму. Физическая подготовка идёт в
течение всего года обучения: упражнения на выносливость, ловкость и др. в процессе
обучения использования туристским снаряжением, овладении навыками преодоления
естественных и искусственных препятствий. Итоговое участие во внутренних
соревнованиях способствует к повышению самооценки учащегося.
Нравственно-патриотическое
воспитание.
Нравственно-патриотическое
воспитание имеет особое место в Программе, так как одной из задач ее является
прививание бережного отношения к окружающим людям (в том числе педагогу и
сверстникам) и природе. Создание условий для социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе,
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у детей чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества. Реализуется этот вид деятельности
через все занятия: воспитание семейных ценностей через изучение традиций семьи,
изучение родного края через экскурсии, изучение истории, особенностей природы и
географии, непосредственное прикосновение к природе с использованием туристских
навыков.
Социально-личностное воспитание. Программа подразумевает создание условий
для формирования и развития социально-адаптирующейся личности учащегося,
повышения уровня мотивации к самообразованию и саморазвитию. Этот компонент также
реализуется на каждом занятии через предоставление педагогом различных способов и
вариантов познания мира (изучение родного края через экскурсии, изучение истории,
особенностей природы и географии, непосредственное прикосновение к природе –
прогулки по лесу, изучение непосредственное флоры и фауны края и т.д.)
Художественно-эстетическое
воспитание.
Художественно-эстетическое
воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность
ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира,
искусства и создавать ее. В него входит воспитание эстетического отношения к природе,
труду, общественной жизни, быту, искусству.

Реализуется это через:
- посещение выставок, музеев, участие в экскурсиях;
- участие в походах, прогулках по лесу;
- участие в выставках и конкурсах фотографий, рисунков в рамках объединения;
- содействие педагогу в создании эстетической развивающей среды
(оформления) в учебном помещении.
Календарный план воспитательной работы
№

Дела, события, практики,
мероприятия.

Участники

Дата
проведения

Ответственные

1

Регулярные пешие прогулки,
экскурсии или походы
выходного дня.

Группа кружка

В течение
учебного года

Епифанцева
Ю.А

2

Общешкольный поход 1
июня « Счастливое детство»

Группа кружка

01.06

Епифанцева
Ю.А

3

Традиционная экскурсия –
поход «Тропа предков».

Группа кружка

сентябрь

Епифанцева
Ю.А

Классные
руководители

Классные
руководители
4

Урок безопасности

Группа кружка

сентябрь

Епифанцева
Ю.А

5

Викторина «Мое село»

Группа кружка

октябрь

Епифанцева
Ю.А
Классные
руководители

6

7

Выставка фотографий
обучающихся на тему «Мой
дом. Моя улица. Мой
район».

Группа кружка

«Очистим планету вместе»

Группа кружка

декабрь

Епифанцева
Ю.А
Классные
руководители

октябрь

Епифанцева
Ю.А
Классные
руководители

Учебно-методические пособия.
1. Учебник по ОБЖ 6 класс под редакцией Ю.Л. Воробьева
2. Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов ОБЖ. А.В.
Шиганов.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной
деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы
для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.
4. Учебное пособие «Теория, методика и практика детско-юношеского туризма»
Самойленко А.А. Краснодар,2011.
5..Программа внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность»

общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
6.Программы кружков по туризму, спортивному ориентированию и краеведению.
Краснодар, 1995.
7.Энциклопедия туриста. М., 1993
8. Учебные видео с сайтов: Инфоурок, РЭШ.
- правила поведения в природе;
-СИЗ и коллективной защиты;
- способы узлов;
- укусы насекомых и защита от них;
- 7 мифов о грибах;
- 10 фактов о змеях;
- автономное существование в природе;
- азимут;
- безопасность дорожного движения;
- если ты заблудился в лесу;
- как ориентироваться в лесу;
- общие правила оказания первой помощи;
- определение места для бивака и организация бивачных работ;
- первая помощь при обмороке;
- первая помощь при ожогах;
- переломы;
- подготовка к выходу на природу
9. Атлас. Ориентирование на местности.
10. Рабочая тетрадь по ОБЖ «Безопасность человека в опасных и экстремальных
природных условиях».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».