МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 673642 Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Батакан, ул. Центральная, 30 olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru ОГРН 1027500744754, ИНН 7504001461, КПП 750401001 Принята На заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2023 г. Утверждаю Директор МОУ Батаканская СОШ Приказ № 60 от 30.08.2023г. ___________/О.Ю. Коренева/ Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА DN: C=RU, S=Забайкальский край, STREET=" ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА, 30", L=с. Батакан, T=ДИРЕКТОР, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ОГРН=1027500744754, СНИЛС=04669413079, ИНН ЮЛ=7504001461, БАТАКАНСКАЯ ИНН=750400055069, E=olgagorbunova_1982_18.10@mail.ru, G=Ольга Юрьевна, SN=Коренева, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАТАКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Я являюсь автором этого документа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОснование: Местоположение: место подписания Дата: 2023-12-18 10:11:00 АЯ ШКОЛА Foxit Reader Версия: 9.7.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА спортивно-туристической направленности школьный спортивно-туристический клуб «Движение» Туризм Возраст участников: 9 - 16 лет Срок реализации: 1 год (34 часа) Автор составитель: Епифанцева Ю.А. с. Батакан, 2023г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка …………………………………………….. 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………… 1.3. Содержание программы ……………………………………………. 1.4. Планируемые результаты ………………………………………….. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Тематическое планирование ……………………………………….. 2.2. Условия реализации программы …………………………………… 2.3. Методические материалы ………………………………………….. 3. Комплекс форм аттестации 3.1. Формы аттестации ………………………………………………….. 3.2. Оценочные материалы ……………………………………………… Список литературы ……………………………………………………. 3 4 5 6 8 9 11 12 13 13 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы школьного спортивно-туристического клуба «Движение» (далее – ШСТК «Движение») заключается в том, что она позволяет сплотить коллектив ребят, создать между учащимися здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал. А также развить у детей такие качества, которые помогут в дальнейшей жизни. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391), Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06), Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06, Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год), Методические рекомендации по подготовке и адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (письмо Министерства просвещения РФ от 20.06.2023 №06-1207), Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), Устав МОУ Батаканской СОШ; Направленность программы: образовательная программа интегрирует различные виды деятельности: спорт, туризм, краеведение, а также направленности: физкультурноспортивную и краеведческо-туристическую. Актуальность данной программы заключается в развитии потребности личности к познанию и творческой деятельности. Школа создает оздоровительно-развивающие условия для организации внеурочной деятельности в школе. спортивный туризм оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: в походах, на 3 туристских соревнованиях, а также в краеведческой деятельности. Эту естественность воспитания можно проиллюстрировать на примере любого туристского похода: преодоление маршрута с естественными препятствиями – физическое воспитание; знакомство с природными, историческими культурными памятниками «малой родины» – патриотическое воспитание; красота окружающего мира - эстетическое воспитание. Но главным стимулом развития соревнований юных туристов является не соревнования ради соперничества, а возможность свободного общения со сверстниками в условиях походной жизни, обретение новых друзей-единомышленников, обмен опытом, маршрутами, песни у костра и многое другое. Отличительные особенности программы: данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Адресат программы: в кружке занимаются обучающиеся 5-11 классов, по желанию привлекаются дети 3-4 классов. Средний возраст детей от 10 до 16 лет, когда для детей актуально собственное становление как личности, реализации своего потенциала. Количество детей в группе – 10-15 человек. По возрастному составу группа является разновозрастной. Комплектование групп проводится в первую неделю сентября. Приём детей осуществляется по их желанию. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один год. На занятия отводится 3 часа в неделю. Всего 102 часа в год. Основной формой занятий является очная, но также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Особенности организации образовательного процесса: учащиеся имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов. Программа предполагает использование коллективных, индивидуальных, групповых форм занятий. Сочетание разных видов деятельности (познавательной, творческой) вызывает активность, заинтересованность и дает определенные результаты. Режим занятий: занятия кружка проводятся в свободное от уроков время, в первой половине дня три раза в неделю. Продолжительность занятия 45-50 минут. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности. Задачи: Обучающие: - формировать знания, умения в области спортивного туризма, ориентирования, краеведения, а также необходимые спортивно-туристические навыки; -способствовать формированию устойчивого интереса и потребности в познании окружающего мира; - дать знания о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; - сформировать комплекс знаний, умений и навыков для выживания в условиях природной среды; Развивающие: - расширять знания об окружающем мире; - развивать интеллектуальные и физические способности; - укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни; - развивать творческую, познавательную и созидательную активность; - прививать интерес к активному отдыху; 4 - развитие специальных физических качеств - силовой выносливости, равновесия; - развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, ответственности, работы в команде; Воспитательные: - воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине; -воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, решительности, стойкости и выдержки в преодолении препятствий; -формирование коллектива, умения работать в команде, поддержание духа команды; 1.3. Содержание программы Туризм. Общая подготовка. Введение. Знакомство с группой. Порядок тренировок. Расписание занятий. Форма одежды. Что такое спортивный туризм и кто такие туристы. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Инструктаж по технике безопасности. Основы туристской подготовки Подготовка к походу. Что такое поход. Цели и задачи похода. Выбор маршрута. Обязанности в группе. Распределение обязанностей в группе. Туристское снаряжение, используемое в походах выходного дня. Подбор снаряжения, продуктов и медикаментов для похода. Правила размещения предметов в рюкзаке. Понятие о личном и групповом снаряжении. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и вида похода. Составление меню в зависимости от характера похода и времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Укладка рюкзака. Движение в походе. Костер. Виды костров. Принадлежности для костра. Правила разведения костра. Меры безопасности. Заготовка дров, выбор места для костра разведение костра. Приготовление чая на костре. Установка палатки. Обеспечение безопасности и жизнедеятельности. Правила безопасного поведения при переезде в транспорте, на воде, у костра. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Практические занятия: Моделирование простейших аварийных ситуаций и решение ситуационных задач. Снаряжение туриста. Первоначальное понятие о страховке. Самостраховка. Обеспечение безопасности на соревнованиях (контрольное время, ограничивающие ориентиры, выход к месту старта при потере ориентировки). Знакомство со страховочной системой, блокировкой, карабинами. Их применение. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. Практические занятия: Надевание страховочной системы. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами. Топография и ориентирование Топографическая и спортивная карта. Знакомство с картой. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Практические занятия: Словесное описание ориентиров, их изображение на карте. Игры и упражнения на запоминание условных знаков. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль 5 линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Компас. Работа с компасом. Знакомство с компасом. Строение компаса. Правила обращения с компасом. Определение сторон света. Практические занятия: Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. Измерение расстояний. Способы измерения расстояний по карте и на местности. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомер. Масштаб карты. Практические занятия: Сопоставление расстояния на карте и на местности. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. Измерение длины шага. Измерение различных отрезков на местности шагом. Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. Способы ориентирования. Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир цель. Практические занятия: Движение с картой на местности, движение по легенде. Определение точки стояния. Движение по линейным ориентирам. Упражнения по отбору основных ориентиров на карте и на местности. Профилактика различных заболеваний. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. Основные причины заболеваний и травм в походе, на тренировках. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Обработка ран, наложение повязки, при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах, обморожениях. Тесты по медицине. Экскурсионная программа. Практические занятия: Экскурсии по окрестностям села. 1.4. Планируемые результаты и диагностика Мониторинг результативности освоения программы дополнительного образования детей ориентирован на оценку уровня предметных достижений, метапредметных (регулятивные, коммуникативно-информационные, познавательные), личностных (профессиональное, жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация) достижений. Первоначальная диагностика осуществляется в начале освоения модуля при поступлении в клуб, когда проводятся первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Программа предполагает достижение трех типов результатов, на формирование которых она направлена: образовательных, предметных и компетентностных. Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у обучающихся в области: ценностно-смысловых компетенций: умения принимать решения при выполнении практических заданий под контролем педагога; умения осуществлять поиск необходимых материалов при изучении материала, поиске каротографического материала; учебно-познавательных компетенций: владения навыками самостоятельного ориентирования на местности и участия в массовых соревнованиях своей возрастной группы; умения выступать устно и анализировать выбор пути движения; социокультурных компетенций: 6 владения культурными нормами и традициями родного края; владения навыками взаимодействия в команде; коммуникативных компетенций: умения совместно выполнять поручения в микрогруппах; умения выступать с устным сообщением, задавать вопросы, корректно вести диалог; информационных компетенций: владения навыками работы с источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, Интернетом; природоведческих и здоровьесберегающих компетенций: знания и применения правил личной гигиены, умения заботиться о личной безопасности; владения способами оказания первой помощи; Проектирование и реализация содержания образовательной деятельности должны быть направлены как на традиционные, так и на современные образовательные результаты: – «современная грамотность» в области здоровья — представления о правильном питании, дыхании, знание правил безопасности при занятиях физической культурой, навыки психоэмоционального саморегулирования и др.; – личностные качества, сформированная внутренняя позиция личности, социальный и эмоциональный интеллект, лидерские качества, целеустремленность, ответственность, чувство сопричастности, взаимопомощь, инициативность, эмпатия и др., осознанность и ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих, сбережение природы и т.д.; – «универсальные» компетенции («навыки XXI века») — критическое мышление, коммуникация, кооперация, креативность; – сформированное экологическое сознание и экологическая культура; – «специальные» компетенции в области охраны природы, безопасности поведения, туристической деятельности; – позитивный эмоциональный опыт от занятий туризмом, чувство «физического и психологического благополучия», позитивная самооценка (самоэффективность); – компетентность в социально-коммуникативной деятельности — развивающий, воспитательный компонент содержания; это могут быть образовательные результаты, непосредственно связанные с общим развитием личности учащегося (качества, способности, знания, умения и навыки, компетенции, универсальные учебные действия); – компетентность в предметной и метапредметной деятельности — обучающий компонент содержания; это могут быть образовательные результаты, связанные непосредственно со специальной подготовкой учащегося, а также опосредованно с общим развитием (знания, умения и навыки, компетенции). При диагностике и определении образовательных результатов следует различать два типа оценивания и получения обратной связи: констатирующий тип и формирующий тип оценивания. Важно понимать, где и когда уместен тот или иной тип. При проведении походов, соревнований, конкурсов, итоговых презентаций, представлении результатов исследований и проектов существуют различные виды констатирующего оценивания, где важно задать представление о «норме», где можно сравнить свой результат с неким «эталонным». При проектировании образовательных результатов рекомендуется также уделять внимание образовательным результатам, связанным с особенностями процесса взаимодействия подростков и педагогов в ходе практических занятий (походов, слетов и проч.), а также с параметрами сложности планируемых в программе мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов (прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походы и иные аналогичные мероприятия). Формирование индивидуальных образовательных траекторий предусматривает использование различных вариантов формирующего типа оценивания (обратной связи). 7 В связи с тем, что деятельность направлена на продуктивные виды деятельности (выполнение обязанностей в группе в период подготовки, проведения походов и в период подведения итогов мероприятия), которые не должны иметь «правильного» или проверяемого ответа (оценки), а могут иметь только предъявляемые результаты, они оцениваются в формате экспертизы и организованных рефлексивных процедур. Процедуры оценивания должны быть прозрачными, по заранее проговоренным принципам и критериям обратной связи всех участников, групп в каждом образовательном направлении. При этом важно сохранять достоинство всех участников процесса; формировать ценностное и уважительное отношение к продуктивным видам деятельности. Одним из наиболее объективных процессов оценивания деятельности, компетентности членов объединения являются отчеты о проделанной работе (письменные и особенно устные), где учащиеся не только докладывают о своей деятельности, но и проводят ее самоанализ. Ожидаемыми результатами могут стать: – увеличение количества учащихся, занимающихся по разнообразным дополнительным общеразвивающим программам спортивно-туристско-краеведческой направленности; – увеличение количества новых дополнительных общеразвивающих программ спортивнотуристско-краеведческой направленности в соответствии с приоритетами обновления методов и содержания дополнительного образования, образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей и подростков, интересами семьи и общества, региональной идентичности; – увеличение количества участников, призеров и победителей спортивных, туристских и краеведческих мероприятий; 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Тематическое планирование Туризм. № Тема занятия 1 Спортивный туризм – вид спорта. Порядок тренировок. Требования к форме одежды на занятиях спортивным туризмом. Гигиена одежды и обуви. ТБ. Что такое поход. Цели и задачи похода. 2 3 4 Маршрут похода. Обязанности в группе. Туристское снаряжение, используемое в походах, подбор 5-6 продуктов и медикаментов для похода выходного дня. Правила размещения предметов в рюкзаке. Составление меню в зависимости от характера похода и 7-8 времени года, в зависимости от имеющихся продуктов. Понятие о герметичной упаковке. Правила безопасного поведения в пешем походе. Меры 9-10 безопасности при преодолении естественных препятствий. Знакомство с основной веревкой. Знакомство с узлами: 11-14 восьмерка, прямой, встречный, штык. Их применение. Вязка узлов. Тренировка работы с карабинами. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Виды карт. 15-18 Карты, используемые в походах и на соревнованиях, их отличительные особенности. 19 Игры и упражнения с использованием спортивных карт. Кол-во часов Теория Практика 1 1 - 1 - 1 - 1 1 1 1 1 1 1 3 1 3 - 1 8 Строение компаса. Правила обращения с компасом. 20-23 Определение сторон света. Игра на движение по компасу (на север, юг и т.д.). Диктант на понимание сторон света. Способы измерения расстояний по карте и на местности. 24-25 Глазомер. Масштаб карты. Измерение расстояния на карте с помощью линейки. 26-27 Упражнения по определению расстояния «на глаз». Работа с масштабом. Виды ориентиров: точечный, линейный, звуковой, ориентир 28-29 цель. Первая помощь при различных видах травм: ушибы, ссадины, 30-31 порезы. Тепловой и солнечный удар, ожоги, обморожения. Пищевые отравления. 32-34 Резерв (Экскурсии по окрестностям села) Итого 1 3 - 2 - 2 - 2 1 1 3 11 23 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Универсальное оборудование: РМ педагога; МФУ; шкафы для учебных пособий; столы учебные; стулья. Специальное оборудование: демонстрационные материалы: информационные стенды, инструкции, наглядные пособия и др.; комплект «Спортивное ориентирование»: компас, ограждение и др.; комплект «Начальная военная подготовка»: оружие учебное разборное, форма, средства индивидуальной защиты, учебные топографические наборы, граната спортивная и др.; комплект «Юный спасатель»: тренажер-манекен пострадавшего, аптечки учебные, и др.; Минимальный перечень инвентаря, необходимый для проведения массовых туристских мероприятий с детьми, оборудование и инвентарь, необходимые для реализации дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности и туристских походов* Направленность Вид деятельности и/или иные Туристско-краеведческая Все программы, связанные с направлением * Распоряжение Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. № Р-136 (ред. от 3 февраля 2020 г.) «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование”, и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-21 “Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей”». 9 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Наименование комплекта средств обучения (оборудование, в том числе техническое, расходный материал и пр.), используемого в реализации программы Рюкзак Палатка туристская с тентом (каркасно-дуговая) двухместная Спальный мешок Коврик теплоизоляционный Столы складные Стулья туристские Котелок для приготовления пищи Канистра для питьевой воды Компас Фонарь Топор туристский Пила Лопата Костровое оборудование (тренога, таганок и т.п.) Веревка туристическая, набор канатов Историко-географические комплекты материалов Методические пособия по экскурсоведению Методическое пособие по краеведению (историческое, географическое и т.п.) Картографические материалы ОЗК Противогаз Манекен «Максим» Маркировочная лента Фотоаппарат Принтер цветной (А4, А3) Офисное оборудование МФУ Аппаратура для демонстрации презентаций и видеофильмов (мультимедийный аппарат, ноутбук ...) Канат для перетягивания. Свисток металлический Мяч волейбольный, для метания… Конус для разметки Палочки гимнастические деревянные Палочки эстафетные пластмассовые Количество создаваемых мест 1 Общеразвивающая Количество единиц средств обучения (шт.) № п/п «Спорт», «Туризм», «Краеведение» Ед. изм. классифицирующие программу признаки Наименование программы шт. 20 10 шт. 10 10 шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт шт. шт. 10 10 5 20 1 1 20 10 1 1 1 3 1+1 3 2 шт. 15 10 10 10 10 1 1 20 10 1 1 1 10 10 10 10 10 шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. 2 1 10 1 1 1 1 1 10 10 10 10 10 10 10 10 шт. 1 50 шт. шт. шт. шт. шт. шт. 1 1 4 10 10 6 10 10 10 10 10 10 2.3. Методические материалы 10 Материально-техническое обеспечение программы – это дидактические материалы (географические карты, таблицы, плакаты; раздаточный материал; специальная литература). Сюда же относится компьютер и мультимедиа устройство, кабинеты истории, географии, библиотека и музей. Туризм. Учитель Ученик Теория Учебник по ОБЖ 6 класс под редакцией Ю.Л. Учебник по ОБЖ 6 класс под Воробьева редакцией Ю.Л. Воробьева Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов ОБЖ. А.В. Шиганов. Учебные видео с сайтов: Инфоурок, РЭШ. - правила поведения в природе; -СИЗ и коллективной защиты; - способы узлов; - укусы насекомых и защита от них; - 7 мифов о грибах; - 10 фактов о змеях; - автономное существование в природе; - азимут; - безопасность дорожного движения; - если ты заблудился в лесу; - как ориентироваться в лесу; - общие правила оказания первой помощи; - определение места для бивака и организация бивачных работ; - первая помощь при обмороке; - первая помощь при ожогах; - переломы; - подготовка к выходу на природу. Практика Атлас. Ориентирование на местности. Атлас. Ориентирование на местности. Рабочая тетрадь по ОБЖ «Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях». 3. Комплекс форм аттестации 3.1. Формы аттестации Для оценки эффективности проводимых занятий используются анализ степени выполнения практических занятий в рамках программы, выполнение творческих и исследовательских проектов, разработка экскурсионных маршрутов, а также степень и желание участвовать в проводимых экскурсиях. В виде поощрения учащимся, успешно освоившим данную программу и прошедшим итоговую аттестацию, разрабатываются и выдаются почетные грамоты. Формы отслеживания и фиксации результатов: диагностика; материалы анкетирования, тестирования; дипломы; исследовательские проекты; статьи; протоколы соревнований и конкурсов; отчеты о прошедших экскурсиях; перечень готовых работ. Формы предъявления результатов: диагностика, аналитический материал и справки по итогам проведенных познавательных викторин, конкурсов, соревнований, воспитательных массовых мероприятий, выставки готовых изделий, защита исследовательских проектов, портфолио и др.. 11 3.2. Оценочные материалы Анкетирование, диагностирующее развитие личностных качеств, выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ; участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах. Контроль и оценка результатов освоения плана работы кружка осуществляется преподавателями общеобразовательного цикла в процессе наблюдения за выполнением обучающимися видов работ, при проверке сообщений, презентаций и других видов самостоятельной работы. Результаты (освоенные Основные показатели Формы и методы общие компитенции) оценки результатов контроля и оценки Осуществлять поиск и -Нахождение необходимой Наблюдение за использование информации, информации; формированием навыков необходимой для эффективного - Использование различных работы с использованием выполнения источников, включая информационных поставленных задач и электронные. технологий. личностного развития. Использовать информационно- -Демонстрация умения Экспертная оценка коммуникационные технологии работать с различными деятельности студентов. в профессиональной источниками. деятельности. Работать в коллективе и в -Взаимодействие с Наблюдение за ролью команде. обучающимися. обучающихся в группе. Брать на себя ответственность -Доказательство, самоанализ Мониторинг развития за работу членов команды, за и коррекция результатов личностных качеств результат выполнения заданий. работы. обучающихся. Самостоятельно определять -планирование и Контроль выполнения задачи профессионального организация индивидуальной развития, заниматься самостоятельных занятий. самостоятельной работы самообразованием, осознанно обучающихся. планировать развитие. Приложение 1 ИНДЕКС ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ Автор Я. В. Панина Цель: определение отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни. Примечание. Активность человека в обучении зависит от того, насколько комфортно он ощущает себя в настоящий момент жизни, насколько он адаптирован к неожиданно возникающим жизненным обстоятельствам. Инструкция. Оцените каждое утверждение в соответствии со степенью вашего согласия. В столбике с номером вопроса поставьте любой знак напротив нужного ответа - «согласен», «не согласен» или «не знаю». 1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше. 2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю. 3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни. 4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть. 5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе. 6.Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные. 7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни. 8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела. 12 9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес как и раньше. 10.С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость. 11.Ощущение возраста не беспокоит меня. 12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения. 13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность. 14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни. 15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста. 16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время. 17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни. 18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении. 19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни. 20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше. № суждения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Ключ к ответам. № суждения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Согласен Согласен 0 0 0 0 2 0 2 2 2 0 2 2 Не согласен Не согласен 1 2 2 2 0 2 0 0 0 2 0 0 Не знаю Не знаю 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 2 0 2 2 0 0 2 0 0 2 0 0 2 2 0 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Обработка и интерпретация результатов. Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость - 25-30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими. В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале - 8). 1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни. 2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8,13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь. 3. Согласованность между, поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными. 4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку. 5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни. Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Безусловно, у исследователя не всегда есть возможность для психологической работы с обучаемым. Однако знание особенностей человека может помочь выбрать верную тактику взаимодействия с ним. Кроме этого, можно оценить эффективность обучения и психологического сопровождения, если провести обследование после процесса обучения. Приложение 2. Методика «Умеете ли Вы принимать решение?» Авторы: Л.А. Александрова, С.Г. Морозова Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой. Умения Могу объяснить моё собственное мнение о выборе профессии Могу отстоять свою точку зрения по поводу выбора профессии Могу убедить других в собственной позиции Шкала оценки уровня развития 1 2 3 4 5 14 Мне не нужен контроль моих действий и решений Могу узнавать стереотипы (прочно сложившиеся, постоянные образцы чего-нибудь, стандарты) и понимать их эффекты Могу сам определить вопрос, проблему, которые требуют решения Могу справиться с возникающими проблемами Могу определить, какие проблемы смогу решить сам, а какие с посторонней помощью Полагаюсь в решениях на проверенные сведения При выборе решения пользуюсь различными источниками информации Могу предложить различные решения по проблеме Могу оценить варианты решения проблемы и выбрать лучшие Проявляю инициативу, когда предоставляется возможность Всегда обдумываю свои действия Когда решаю предпринять какое-то действие, думаю, что смогу осуществить своё начинание Интерпретация результатов. Высокий уровень – 56–75 баллов Средний уровень – 36–55 баллов Низкий уровень –15–35 балла Приложение 3. Методика «Умеете ли Вы планировать свою деятельность?» Авторы: Р.Л. Оксфорд, И.Г. Юдина Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой. Шкала оценки уровня развития Умения 1 2 3 4 5 Могу планировать своё время Хочу, чтобы мои действия по выбору профессии были обоснованы Могу определить цель своей деятельности Могу определить, при каких условиях цель будет достигнута Могу выделить собственные качества, необходимые для достижения цели Могу отобрать средства для достижения цели Знаю, куда можно обратиться за помощью при планировании своей деятельности Обладаю необходимыми навыками общения, необходимыми для обращения за помощью Мне нравится поступательное движение к цели Могу планировать свою деятельность Могу организовать выполнение запланированного Могу распределить запланированные действия по времени Сопоставляю свои действия с намеченным планом Приступаю к работе заранее или вовремя 15 Могу перестраивать свою деятельность, в случае необходимости Заранее установленный срок окончания работы организует мой труд Мне нравится структурировать свой труд Реализую свой план поэтапно Могу оценить собственные результаты и предложить возможные пути их улучшения Чувствую ответственность за свои действия Могу научить других делать или понимать что-то Знаю, как использовать мои достижения, чтобы сориентировать других людей в моём опыте и потребностях Могу работать в быстром темпе и соотносить своё время и возможности с сутью конкретной работы Пониманию, что составление плана – это половина успеха в достижении результата выбора профиля обучения во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью Интерпретация результатов. Высокий уровень – 90–120 баллов Средний уровень – 57–89 баллов Низкий уровень –24–56 балл Приложение 4. Методика «Умеете ли вы проектировать свою деятельность» Автор: С.Г. Щербакова Инструкция. Оцени каждое умение по шкале от «1» до «5», поставив любой знак в столбце с соответствующей оценкой. Умения проектирования Умения Могу выявлять проблемы выбора профиля обучения и будущей профессии Умею выбирать из множества проблем главную Проблематизация Умею решать проблемы самостоятельно Выбираю проблемы путём согласования для совместного решения Могу ставить цели и добиваться их Целеполагание Умею согласовывать цели с другими Осуществляю поиск способов достижения цели Умею планировать свою деятельность Планирование Могу организовать планирование в группе Могу распределять обязанности и роди в группе Умею проводить исследование Владею компьютером Умею пользоваться Интернетом Поисковые, исследовательские Умею отбирать нужную информацию Умею работать самостоятельно Могу достигать результатов в совместной Шкала оценки уровня развития 1 2 3 4 5 16 деятельности Умею дружить Внимателен к людям Обладаю хорошими манерами Проявляю толерантность Коммуникативные Умею слушать и сопереживать Умею конструктивно сотрудничать Имею чувство юмора Помогаю людям в трудных ситуациях Умею публично выступать Могу составить план выступления Презентационные Умею логически мыслить и выражать своё мнение Могу сжато излагать свои мысли Могу оценить вклад каждого участника проекта Умею оценить результативность решения проблемы Рефлексивные Могу проявить самоанализ деятельности Могу оценить результаты совместной деятельности Интерпретация результатов. Высокий уровень – 108 – 160 баллов Средний уровень – 65 – 107 баллов Низкий уровень –32 – 64 балла Приложение 5. Методика «Выбор» Цель: выявить отношение подростков к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, самокритичности, совестливости, чуткости, справедливости). Ход диагностики: воспитанникам предлагается выполнить следующее задание. Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку или допиши свой ответ. 1. Во время каникул, когда ты собираешься поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь? А) скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд; Б) соберешь ребят и вместе с ними сделаешь всю работу за один день; В) пообещаешь выполнить работу после возвращения; Г) посоветуешь привлечь на помощь того, кто остается в городе; Д) или …………………………… 2. Тебе дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь? А) добросовестно выполнишь поручение; Б) привлечешь к выполнению товарищей, чтобы не делать самому; В) попросишь дать тебе другое поручение, более интересное для тебя; Г) найдешь отговорку для отказа; Д) или…………………………… 3. Ты случайно услышал, как группа твоих одноклассников высказала справедливые, но неприятные замечания в твой адрес. Как ты поступишь? 17 А) постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении; Б) переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шля речь; В) сделаешь вид, что ничего не слышал; Г) укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие; Д) или………………………….. 4. От выполняемой физической работы у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь? А) будешь, превозмогая боль, трудиться дальше как все; Б) обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить работу; В) попросишь освободить тебя от этой работы и дать другую; Г) оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать; Д) или…………………………………. 5. Ты стал свидетелем того, что один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь? А) потребуешь от обидчика извинений в адрес пострадавшего; Б) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения; В) выразишь соболезнования тому, кого обидели; Г) сделаешь вид, что тебя это не касается; Д) или…………………………. 6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь? А) сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба; Б) извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого; В) постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват; Г) свалишь вину на того, кто пострадал, « пусть не лезет – сам виноват»; Д) или………………………… Обработка полученных данных. Подсчитывается выбор ответов по буквам. Преобладание ответов: А) – свидетельствует об активном, устойчивом, положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; Б) – оказывает, что это отношение хотя и активное, но не достаточно устойчивое (возможны компромиссы); В) – показывает, что отношение пассивное, недостаточно устойчивое; Г) – свидетельствует об отрицательном, неустойчивом отношении ребенка к нравственным нормам. Д) – предлагаемый постоянно вариант своего ответа показывает индивидуальную позицию подростка. Приложение 6. Методика «Карта самооценки и оценки педагогом компетентности воспитанника » Бланк карты Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 - самая низкая оценка, 5 - самая высокая) 1 2 3 4 5 Освоил теоретический материал по разделам и темам 1 программы (могу ответить на вопросы педагога) 18 2 3 4 5 6 7 8 9 Знаю специальные термины, используемые на занятиях Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог Научился самостоятельно выполнять творческие задания Умею воплощать свои творческие замыслы Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач Научился получать информацию из различных источников 10 Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Структура вопросов: ♦ Пункты 1,2,9 - опыт освоения теоретической информации ♦ Пункты 3,4- опыт практической деятельности ♦ Пункты 5,6 - опыт творчества ♦ Пункты 7,8 - опыт коммуникации Процедура проведения: Данную карту предлагается заполнить воспитанникам в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог, выступающий в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках. Оценка производится как воспитанником, так и педагогом (экспертом) по пятибалльной шкале. Отличие состоит в использовании разных знаков (плюс, галочка и т.д.) при фиксации оценки. Обработка результатов: Самооценка воспитанника и оценки педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике. 19