№ 02 текущий контр. успев. и промежуточной аттестации......_подписано

Корен
ева
О_Ю_

Коренева О_Ю_
я подтверждаю
этот документ
своей
удостоверяющей
подписью
с. Батакан
2021-06-24 09:50:
33

1.Общие положения
1.1. Настоящий локальный акт «Формы, периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (далее - Положение)
является локальным актом общеобразовательной организации, регулирующим порядок,
периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным
предметам.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012.г., нормативно-правовыми актами
регулирующими государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9 и 11 классов, Письма
Минобразования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.01.2003
г. № 13-51-263/123, Уставом школы и регламентирует содержание и порядок текущей и
промежуточной аттестации учащихся школы. Положение принимается педагогическим советом
Учреждения, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Положение
утверждается директором школы.
1.3. Промежуточная аттестация - это любой вид аттестации обучающихся во всех классах,
кроме государственной (итоговой) аттестации, проводимой в выпускных классах основного
общего и среднего общего образования.
Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
1.4. Целью аттестации являются:
- Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами,
уважение их личности и человеческого достоинства;
- Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам
учебного плана, их практических умений и навыков;
- Соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;
- Контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения
учебных предметов.
1.5. В настоящем Положении использованы следующие определения:
Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных
достижений учащихся в цифрах или баллах.
Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально
достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность
знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие
учебные достижения ученика в учебной деятельности.
1.6. Промежуточная аттестация подразделяется на:
годовую аттестацию - оценку качества усвоения обучающихся всего объёма содержания
учебного предмета за учебный год;
четвертную и полугодовую аттестацию - оценка качества усвоения обучающимися
содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам
учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
Входной контроль (остаточных знаний) проводится в начале учебного года для определения
уровня подготовленности к продолжению образования.
Текущий контроль позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе
данного вида контроля устанавливаются не только результат предшествующей работы,
качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового
материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов
позволяет выяснить сдвиг в развитии учащихся и содействует организации ритмичной работы
2

учащихся. Основная цель данного контроля - анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю
и учащимся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины,
принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам,
операциям и действиям;
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный
достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.
1.7. Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся
являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные,
практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях;
письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.
Формы устной проверки:
устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме
рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.
Комплексная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок, в
которую могут входить вопросы и задания по нескольким предметам.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся
могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
1.8. В соответствии с Уставом школы при промежуточной аттестации учащихся
применяются следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки
(в баллах) (см. Приложение № 1), «зачёт», «незачёт» или с словесного (оценочного) суждения.
1.9. Академическая задолженность - неудовлетворительные результаты промежуточной
аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)
образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин.
1.10.Государственная
итоговая
аттестация,
завершающая
освоение
основных
образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является
осязательной и проводится в порядке и в форме, определяемые федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если федеральным законом не
установлено иное.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего
образования проводится в форме единого государственного экзамена.
Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода
(четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем,
разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых
предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений,
ценностных ориентаций.
2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем, преподающим
предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих программах учителя.
2.

3

Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося, его
самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной
работы и др.
Руководители методических объединений, заместитель директора по УВР контролируют ход
текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую
помощь учителю в его проведении.
2.3. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости обучающихся
(письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю директора по УВР на
каждую четверть (полугодие), утверждается директором и является открытым для всех
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 классов в течение учебного года
осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в
виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка.
25. По курсу ОРКСЭ в 4 классе вводится безотметочное обучение. Применяется зачетная
система («зачёт», «незачёт»). Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная
и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная
способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в
жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая
проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных
типов.
2.6. При изучении элективных и факультативных курсов, предметов по выбору учащихся на
изучение которых отводится 34 и менее часов в год, применяется зачётная («зачёт», «незачёт»)
система оценивания как оценка усвоения учебного материала.
2.7. Успеваемость всех обучающихся 2-9 классов образовательной организации подлежит
текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов, перечисленных
п.2.5, и п.2.6.
2.8. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости выставляется
в классный и электронный журналы в виде отметки по 5-балльной системе на уроке.
2.9. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся
оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием
выставляются в классный журнал 2 отметки.
2.10. В ходе текущего контроля успеваемости педагог не может оценить работу
обучающегося отметкой «2» («неудовлетворительно») или «1» («плохо») при выполнении
самостоятельной работы обучающего характера.
2.11. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к
следующему уроку, за исключением:
- отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах (они
заносятся в классный журнал в течение недели после проведения творческих работ);
2.12. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного
времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких
обучающихся решается в индивидуальном порядке на педсовете.
2.13. От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие
образование в форме экстерната, семейного образования.
2.14. С учащимися, освобожденными от уроков физической культуры и отнесенными к
специальной медицинской группе, соблюдается дифференцированный и индивидуальный
подход к организации занятий (посильное участие на уроке, изучение теоретического материала
и т.п.).
Оценивание, промежуточная и итоговая аттестация данной категории учащихся
производится в обязательном порядке на основании Письма Минобразования РФ «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.01.2003 г. № 13-51-263/123.
4

3. Содержание, формы и порядок проведения
четвертной, полугодовой промежуточной аттестации
3.1. Четвертная (2-9 кл.) промежуточная аттестация обучающихся проводится с елью
определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота,
прочность, осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка
(четверть, полугодие).
3.2. Отметка обучающегося за четверть, полугодие на основе результатов текущего контроля
успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.
3.3. Четвертная отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более
текущих отметок за соответствующий период.
3.4. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количетва отметок
для аттестации за четверть, полугодие обучающийся не аттестуется. В классный журнал в
соответствующей графе отметка не выставляется.
3.5. Обучающийся по данному предмету имеет право сдать пропущенный материал учителю
и пройти четвертную, полугодовую аттестацию. В этом случае обучающийся или его родители
(законные представители) в письменной форме сформируют администрацию школы о желании
пройти четвертную, полугодовую аттестацию не позднее, чем за неделю до означенного
периода. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий. Результаты
зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация
данного обучающегося.
3.6. Если обучающийся не проявляет желание сдать пропущенный материал в течение
аттестационного промежутка времени (четверти, полугодия), то место выставления отметки
заполняется символом «н/а»
3.7. В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не
проводятся.
3.8. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах четвертной, полугодовой аттестации, путём выставления отметок в
дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник
3.9. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике становятся новые
формы работы - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические
работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только
познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
3.10. В соответствии с ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика
результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая
работа, результаты наблюдения и т.д.). Такая диагностика предполагает проявление учеником
качеств личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного
выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной
безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде
неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и
таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в
целом, а не по конкретному ученику.
3.11.Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля
результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по
заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии
конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
5

4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации.
4.1. Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 3-9 классов.
Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в других
формах.
4.2. Годовая промежуточная аттестация обучающихся 2 классов проводится на основе
контрольных диагностических работ.
4.3. Формами проведения годовой письменной аттестации в 3-9 классах являются: итоговая
годовая контрольная работа комплексная работа, диктант, изложение с разработкой плана его
содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др.
К устным формам годовой аттестации относятся: проверка техники чтения, защита реферата,
зачет, собеседование и другие.
4.4. При проведении годовой промежуточной аттестации итоговая годовая отметка по
учебному предмету выставляется учителем на основе среднего арифметического между
четвертными (полугодовыми) отметками в соответствии с правилами математического
округления с учетом отметок за итоговые годовые письменные или устные работы.
4.5. Итоговые отметки по учебным предметам за текущий учебный год должны быть
выставлены до окончания учебного периода согласно годовому календарному графику.
4.6. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления отметок в дневники
обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных
результатов аттестации - в письменной форме под роспись родителей (законных
представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение
хранится в личном деле обучающегося.
4.7. Итоговые годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное
дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием
для перевода обучающегося в следующий класс.
4.8. Заявления обучающихся или их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами годовой промежуточной аттестации по учебному предмету, рассматриваются в
установленном порядке конфликтной комиссией.
4.9. Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических
объединений учителей и педагогического совета.
4.10. Обучающиеся, получающие образование в форме экстерната, семейного образования
проходят годовую промежуточную аттестацию в порядке и формах, уделенных нормативными
документами Министерства образования и науки Российской Федерации.
4.11. В соответствии с ФГОС меняется инструментарий - формы и методы оценки.
Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»).
Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» - решение учеником
простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном
уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
4.12. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение
конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4.13. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика
становится портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал не отменяется,
но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующий уровень
образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе
всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных),
накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
4.14. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в
Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный
образовательный стандарт.
«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают
усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение,
6

здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих
достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего
развития.
4.15. Основные разделы «Портфеля достижений»:
-показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов,
выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
-показатели метапредметных результатов;
-показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
4.16. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик.
Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных
работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором
материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти
отлично», «отлично», «превосходно»
4.17. Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку
результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего
приобретённого учеником - его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все
помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия
решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо
на данном этапе его развития
5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс
5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме учебные программы образовательной
программы соответствующего уровня переводятся в следующий класс.
5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы
или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин
признаются академической задолженностью. Обучающиеся на ступенях начального общего,
основного общего и среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года
академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
5.3. Обучающиеся,
имеющие
академическую
задолженность,
вправе
пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической
задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.
5.4. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия. Не допускается взимание платы с обучающихся за
прохождение промежуточной аттестации.
5.5. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению
их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.
5.6. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета.
5.7. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в
установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в
образовательной организации.
5.8. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не
7

допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
6. Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации
6.1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий
предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют его родители
(законные представители).
6.2. Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и промежуточную
аттестацию обучающихся, имеет право:
- разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;
- проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям
государственного образовательного стандарта;
- давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки по
предмету.
6.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
- использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся за текущий учебный год;
- использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения директора;
- оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное, некорректное
отношение.
6.4. Классный
руководитель
обязан
проинформировать
родителей
(законных
представителей) через дневники (в том числе и электронные) обучающихся класса,
родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае неудовлетворительной
аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно уведомить его родителей
(законных представителей) о решении педагогического совета, а также о сроках и формах
ликвидации задолженности. Уведомление с подписью родителей (законных представителей)
передается директору.
6.5. Обучающийся имеет право:
- проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке,
установленном школой;
- в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации за год, ее отсрочку.
6.6. Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим Положением.
6.7. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
6.8. Родители (законные представители) ребенка имеют право:
- знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающегося, нормативными документами, определяющими их порядок,
критериями оценивания;
- обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения школой
процедуры аттестации.
6.9. Родители (законные представители) обязаны:
- соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося;
- вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной
аттестации;
- оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности в течение
установленного промежутка времени в случае перевода ребенка в следующий класс условно.
-родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие
8

получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать
условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль
за своевременностью ее ликвидации.
6.10. Школа определяет нормативную базу проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающегося, их порядок, периодичность, формы, методы в
рамках своей компетенции.
6.11. Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами промежуточной
аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном
порядке конфликтной комиссией образовательного учреждения. Для пересмотра, на основании
письменного заявления родителей, приказом по школе создается комиссия из трех человек,
которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет
соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение
комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
7. Оформление документации по итогам промежуточной аттестации учащихся
7.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной графой в
классных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые годовые
отметки по учебным предметам за текущий учебный год должны быть выставлены до
окончания учебного года, согласно годовому календарному графику.
7.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть своевременно
вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных им в ходе
промежуточной аттестации, и предложение педагогического совета о повторном обучении в
данном классе или условном переводе обучающегося в следующий класс после прохождения
им повторной промежуточной аттестации. Копия этого сообщения с подписью родителей
хранится в личном деле обучающегося.
8. Организация работы по ликвидации академической задолженности обучающимися
8.1. Администрация школы осуществляет контроль за ходом ликвидации академической
задолженности обучающихся.
8.2. Педагогический коллектив способствует обучающимся в ликвидации академической
задолженности.
8.3. По соглашению с родителями (законными представителями) для условно переведенных
обучающихся в течение следующего учебного года организуется работа по освоению учебного
материала: предоставляются учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке,
производится консультативная помощь учителя-предметника, необходимая для освоения
общеобразовательной программы по данному предмету, осуществляется аттестация
обучающегося.
8.4. Форма проведения аттестации по предмету определяется педсоветом в начале учебного
года и доводится до сведения родителей (законных представителей).
8.5. Для проведения данной аттестации формируется комиссия из двух учителейпредметников и представителя администрации. Комиссия утверждается приказом директора по
школе.
8.6. По заявлению родителей (законных представителей) школа проводит аттестацию по
ликвидации академической задолженности в удобное для обучающегося время.
8.7. Обучающийся, успешно прошедший аттестацию, считается переведенным в данный
класс, о чем делаются записи в журнале и личном деле, издается приказ.
8.8. Обучающемуся, не прошедшему аттестации, дается право на повторную сдачу.
8.9. Если обучающийся в течение года не смог ликвидировать академической задолженности,
то он по усмотрению родителей (законных представителей) оставляется на повторное обучение,
или продолжает обучение в иных формах.
8.9. Перевод обучающегося в любом случае производится по решению педагогического
совета.
9

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
1. Система оценивания
1. В ходе обучения учителя школы оценивают учебную деятельность учащихся. Оценка
ответа учащихся 3-11 классов при устном и письменном опросе производится по 5 бальной
системе:
5 (отлично) соответствует высокому уровню достижения планируемых результатов,
4 (хорошо) соответствует повышенному уровню достижения планируемых результатов,
3 (удовлетворительно) соответствует базовому уровню достижений:
базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных
действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач; овладение базовым
уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования,
2 (неудовлетворительно) не соответствует базовому уровню достижений,
1 (плохо) не приступает к выполнению заданий.
2. При выставлении отметок учителям предметникам руководствоваться нормами оценок,
опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В отношении
педагогических действий, которые воспринимаются учащимися как контроль, исходить из
главного правила: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только
за осуществленное, аргументируй поставленную отметку.
3. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной
дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и
своевременно оценивать их знания.
4. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока
опросить не менее трети учащихся, если позволяет учебный материал.
5. Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за
урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на
перспективу или воспитывающего значения.
6. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении
письменных контрольных работ, лабораторных и практических по физике, химии, биологии в
зависимости от формы проверки (фронтальной или индивидуальной). Сочинения, изложения,
диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой За обучающие
самостоятельные работы выставляются только положительные оценки.
7. В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная
работа по достижению им положительного результата.
8. Урок обобщения, семинары, зачеты, отработки практических навыков и умений
предполагают оценивание до 60% учащихся.
9. Безоценочные уроки возможны только при изучении нового материала и в форме лекции.
10. В старших классах возможно использование зачетной системы обучения по одной из
изученных тем. При проведении зачетов знания детей оцениваются отметками 2,3,4,5.
11. Общешкольный график контрольных мероприятий должен строго соблюдаться. Во
время предметной неделе в школе один из предметных зачетов может проводится как
общественный смотр знаний.
12. При оценке знаний педагогам необходимо учитывать основные качественные
характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и
умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях,
владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.
13. Отметка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе
или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие
погрешности.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел
основными знаниями и умениями и их применением.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении
основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не
10

считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы
расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных
случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром,
небрежная запись.
К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не
искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
14. Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям
решается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе
обучения. Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это
рассматривается как одна ошибка (один недочет). Зачеркивания и исправления ошибкой
считать не следует.
15. Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно
соответствует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний
и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном
оформлении. Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению
или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.
2. Система оценки результатов ФГОС.
1. Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения
задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки
(словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака
фиксации в определенной системе)
2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет
право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет
право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена.
3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным
действием (умением).
4. В соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе вводятся «Таблицы
образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми
должен и может овладеть ученик.
5. Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в
бумажном или в электронном варианте.
5. «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для
фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть
отображена в официальном классном журнале.
6. В таблицах отметки выставляются в графу того действия (умения), которое было
основным в ходе решения конкретной задачи.
Отметки выставляются по 5-ти бальной системе.
3. Критерии выставления отметок
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и

учебником;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с
программой, выделяет главные положения;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя специальную терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
11

- продемонстрировал
усвоение
ранее
изученных
сопутствующих
вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если:
он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные
на замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или
в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на
видоизмененные вопросы.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- если ученик обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при
его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов
учителя;
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала;
- имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании
специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; испытывает затруднения
при ответе на видоизмененные вопросы, допускает ошибки.
4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- если ученик имеет отдельные представления о материале, допускает грубые ошибки, при
ответе не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии,
в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
- учащийся отказался от ответа без объяснения причин.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося,
письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы
изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося,
умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный
материал.
При оценке письменной работы, проверяется освоение учеником основных норм с
временного литературного языка и орфографической грамотности. При оценке письменной
работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в
школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки.
12

Среди ошибок следует выделить негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для
характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку.
Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются
ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
При выставлении оценок за письменную работу учитель пользуется образовательным
стандартом своей дисциплины.
1. Отметка 5 выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также
при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы,
аккуратность ученика, отсутствие.
2. Отметка “4” выставляется, если ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х
негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.
3. Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5
негрубых ошибок. Учитывается оформление работы.
4. Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим
образом: - “5” - если все задания выполнены; - “4” - выполнено правильно не менее % заданий; “3” - за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2" - выставляется
за работу, в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта
на понятия отметки выставляются: - “5” - нет ошибок; - “4” - 1-2 ошибки; - “3” - 3-4 ошибки; “2” - допущено до 7 ошибок.
5. Отметка «1» ставится в случае, если учащийся не приступил к выполнению задания.
ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности
учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и
последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать
самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть,
заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к
работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой
и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество
оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и
дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим
критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное
оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых
источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в
списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный
13

объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором
является наличие рецензии на исследовательскую работу.
1. Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме;
фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа
отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство
текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании;
1-2 речевых недочета; 1 грамматическая ошибка.
2. Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов
в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических
ошибок.
3. Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил
библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х
недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
4. Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических
ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь
между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое
единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7
речевых и до 7 грамматических ошибки.
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ

С целью предупреждения перегрузки учащихся в младших классах не задаются домашние
задания на выходные дни, если следующий за уроком в пятницу - очередной урок в
понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные
работы, тематические зачеты не проводятся в понедельник, за исключением предметов
имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул. Несанкционированный
администрацией школы перенос зачета, контрольной работы в графике зачетов и контрольных
работ, самостоятельное проведение контрольных работ и зачетов, не предусмотренных
графиком, являются грубым нарушением прав учащихся.

14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
31 октября 2003 г.

N 13-51-263/123

ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все
обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся
на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих
группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а
также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной
медицинской группе.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической
подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся
к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается
заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых
ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не
могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей
численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу
"А" (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных
мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б"
(обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных
заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение
диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу
жизни;
- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние
организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;
- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса
упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного
характера;
- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного
и рационального питания.

15

Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической
культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы
заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза
заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать
уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных
тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом
формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Заболевания

Противопоказания
Рекомендации
и ограничения
Сердечно-сосудистая
Упражнения, выполнение которых
Общеразвивающие
система (неактивная фаза
связано с задержкой дыхания,
упражнения, охватывающие
ревматизма,
напряжением мышц брюшного
все мышечные группы, в
функциональные
пресса и ускорением темпа
исходном положении лежа,
изменения и др.)
движений
сидя, стоя; ходьба,
дозированный бег в
медленном темпе
Органы дыхания
Упражнения, вызывающие
Дыхательные
(хронический бронхит,
задержку дыхания и
упражнения, тренировка
воспаление легких,
чрезмерное напряжение
полного дыхания и
бронхиальная
мышц брюшного пресса
особенно удлиненного
астма и др.)
выхода
Заболевания
Недопустимы упражнения с
При проведении общеразви
почек (нефрит,
высокой частотой
вающих упражнений особое
пиелонефрит,
движений, интенсивностью
внимание уделяется
нефроз)
нагрузки и
укреплению мышц передней
скоростно-силовой
стенки живота. При занятиях
направленностью,
плаванием (по специальному
переохлаждение тела
разрешению врача)
ограничивается время
пребывания в воде (5-10 мин.
- первый год обучения, 10-15
мин. - второй и последующие
годы обучения)
Нарушения
Упражнения, вызывающие
Дыхательные
нервной системы
нервное перенапряжение
упражнения, водные
(упражнения в равновесии
процедуры, аэробные
на повышенной опоре),
упражнения
ограничивается время игр и т.д.
Органы зрения
Исключаются прыжки с
Упражнения на
разбега, кувырки,
пространственную
упражнения со статическим
ориентацию, точность
напряжением мышц, стойки
движений, динамическое
на руках и голове
равновесие, гимнастика для
глаз
Хронические
Уменьшается нагрузка на
заболевания желудочномышцы брюшного пресса,
кишечного тракта,
ограничиваются прыжки
желчного пузыря, печени

16

Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести
минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на
ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке
стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является
расстояние, пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при
прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах
руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает
как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается
из трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в
упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на
выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться
пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30
секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости,
быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости,
быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается
количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую
выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа
тестируемого.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ
проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и
апреле.
Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей,
руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий
физической культурой в СМГ.
Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют
СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий
объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ
должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и
подготовительной групп.
В то же время несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности
учащихся СМГ регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности
позволяют вскоре (через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их
физических возможностей и общем оздоровлении.
Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной
активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения
неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям,
которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для
обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании
навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт,
быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку
таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие
занятия физической культурой <*>.
-------------------------------<*> В настоящее время Минобразование России разрабатывает рекомендации по введению
безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке.
17

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом
теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом
динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся,
имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их
мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей.
При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях
обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся
(родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии
физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно
выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий
оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области
физической культуры.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников основной и средней
(полной) общеобразовательной школы выпускники общеобразовательных учреждений могут
участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по
выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам.
Экзамен проводится во время первых уроков в спортивном зале школы. Школьники
приходят на экзамен в спортивной форме. Температура в помещении должна быть не ниже 21
градуса по Цельсию.
Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые включаются
теоретический вопрос и практическое задание под условным номером. Практическое задание
должно быть доступно и разрешено к выполнению только учащимся с конкретной формой
заболевания. Экзамен проводится в присутствии медицинского работника школы.
Примерный перечень теоретических вопросов и практических заданий - общий для
выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы (прилагается). При
составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры должен учитывать
реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного
процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении.
Руководитель
Департамента общего и
дошкольного образования,
член коллегии
А.В.БАРАННИКОВ

18

Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ГРУППЕ

Примерные вопросы
1. Что такое "здоровый образ жизни"?
2. Что значит "рациональный режим питания"?
3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"?
4. Чем характеризуется здоровый досуг?
5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию
здоровья отнесены к специальной медицинской группе?
6. Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?
7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей
гимнастики при твоем заболевании?
8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней
гимнастики при твоем заболевании?
9. Как сформировать правильную осанку?
10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги),
полученной во время занятий физической культурой?
11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических
упражнений?
12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?
13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?
14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?
15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?
16. Какие ты знаешь основные физические качества?
17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?
18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Примерные виды практических заданий
(выполняются при отсутствии противопоказаний)
1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.
2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).
4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног; спины; брюшного пресса).
5. Комплекс упражнений для развития координации движений.
6. Комплекс упражнений для развития быстроты.
7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.
8. Комплекс упражнений для развития гибкости.
9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.
10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного
набора физических упражнений) и выполнить его.
12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.
13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.
14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное
кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе;
элементы челночного бега и т.п.).
15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).
19

С положением ознакомлен:
№

ФИО

ДАТА

ПОДПИСЬ

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».